Психологическое обследование

Вступительное собеседование

Собеседование  проводится практическим психологом и логопедом в две встречи.

Первая встреча - групповая работа, которая проводится по графику в течении одного часа (9.30 – 10.30). Она дает возможность познакомиться с детьми, понаблюдать как ребенок умеет выполнять задание по инструкции, работать по образцу, выполнять указания взрослого. Групповая работа предусматривает диагностику уровня произвольности, мелкой моторики и внимания.

Вторая встреча – это индивидуальная работа, продолжительностью в 40 минут(20 минут – работа с психологом, 20минут – работа с логопедом). Она проводится по графику,  в присутствии родителей и дает возможность оценить уровень когнитивного развития ребенка. На индивидуальную встречу родителям необходимо принести медицинскую карточку из поликлиники для беседы со школьным  врачом.

  1. Психологическое обследование детей

Цель: определить психологическую готовность ребенка к школьному обучению.

Направления исследования:

  • Изучение особенностей когнитивной сферы;
  • Изучение аффективно – потребностной сферы (мотивационная готовность, особенности эмоциональной сферы);
  • Изучение волевой сферы (уровень произвольности и предпосылок учебной деятельности) с использованием метода наблюдения.

 

Когнитивный блокохватывает познавательные процессы: память, мышление, восприятие, внимание.

Память: исследуется объем кратковременной слуховой памяти ; зрительной памяти.

Внимание: исследуется способность к переключению внимания; концентрации и его устойчивости.

Восприятие. Ребенку необходимо знать:

  • Различать геометрические фигуры; свободно оперировать соответствующими формами предметов, находя их в знакомых вещах.
  • Пространственные отношения (вверху, внизу, верхний правый угол, нижний левый угол и т.д.)
  • Восприятие времени ( время года, дни недели, время суток)
  • Устанавливать связь между пространством, временем и количеством. Благодаря этому ребенок решает сложную задачу – восприятие картинки. Он осмысливает взаимоотношение между частями картинки и воспринимает изображение как нечто целое (целостность восприятия). По части или фрагменту восстановить целый рисунок, дорисовать картинку, найти недостающую деталь.

Мышление : ребенок должен владеть такими операциями как сравнение, обобщение, классификация, установление причинно – следственных связей, способность к рассуждению.

Волевая готовность – это способность ребенка направлять свою активность, руководствуясь определенными намерениями, требованиями задания или задачи, возникающими в ходе работы.

  • Ребенок может включаться в задание
  • Планировать свои действия
  • Подчинять свои действия правилу
  • Ориентироваться на систему требований
  • Внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые устно.

Мотивационная готовность  включает в себя положительное отношение к учению, познавательная направленность ребенка, желание занять новую позицию – позицию школьника.

  1. Логопедическое  обследование детей

Цель: обследование речевой готовности к обучению в образовательном учреждении; определение состояния речевых функций и слуховой памяти, уровня овладения основами звуковой стороны речи и грамоты, исследование уровня практического владения языком и спонтанной речью.

1. Звуковая сторона.
У вашего ребёнка должно быть четкое, правильное произношение всех звуков.

2. Сформированность фонематических процессов
Это подразумевает:
• Достаточно хорошо сформированные и развитые фонематические процессы - умение различать звуки по звонкости-глухости (бочка – почка), твердости – мягкости (банка – белка), свистящие – шипящие (сок – шок), слова, отличающиеся одним звуком.
• А также навыки анализа и синтеза звуко-слогового состава слова: уметь выделять заданный звук из слова (есть такой звук или нет), выделять первый и последний звук в словах, определять место звука, а также их количество и последовательность звуков в слове. Определять количество слогов в слове, ребенок должен уметь отбирать картинки с заданным количеством слогов.

3. Словарный запас должен соответствовать возрасту.
Словарь ребенка до 3500 слов. Он должен уметь обобщать и классифицировать предметы по группам: не только времена года, овощи, фрукты, грибы, ягоды и т.д., но и головные уборы, ткани, посуда, транспорт, профессии, инструменты, комнатные растения, геометрические фигуры, школьные принадлежности, знать зимующих и перелетных птиц, как называются детеныши животных).

    4. Иметь грамматически правильно оформленную речь.
• Уметь пользоваться различными способами словоизменения и словообразования ( стол – столик, ковер - коврик, варенье из вишни вишневое, сок из ананаса- ананасовый).
• Уметь образовывать и использовать в речи имена существительные в единственном и множественном числе (ухо - уши, лист - листья много карандашей, пней лис);
• Согласовывать имена существительные с именами прилагательными (коричневая юбка, коричневое пальто), правильно употреблять в речи относительные и притяжательные прилагательные (лисий хвост, медвежье ухо);
• Уметь употреблять не только простые, но и сложные предлоги и т.д. (из-под стола, из-за дерева)

5. Связная речь
• Уметь связно, последовательно, а также четко и точно формулировать основную мысль высказывания. Использовать языковые средства, соответствующие виду высказывания.
• Владеть навыком полного и краткого пересказа, составления описательного рассказа, рассказа по картине, по серии картин, из личного опыта.
• Владеть нормами речевого этикета: использовать принятые нормы вежливого речевого обращения (обращаться в соответствии с возрастом собеседника, внимательно его слушать, задавать вопросы, строить высказывания кратко или распространенно).

График собеседования можно посмотреть в фойе начальной школы.