Постановка целей урока

ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ УРОКА

Цели обучения условно разделяют на три группы (триединая дидактическая цель):

  • образовательные (обучающие),
  • развивающие,
  • воспитательные.

Иногда выделяется группа практических (или жиз­ненно-практических) целей. Все группы целей взаимо­связаны.

Цель - это заранее запланированный конечный ре­зультат обучения, развития и воспитания учащихся.

Приступая к формулировке целей, учитель:

  • изучает требования образовательного стандарта и программы;
  • обращает внимание на требования к системе зна­ний и умений по данной теме как основе развития по­знавательной самостоятельности школьников;
  • определяет приемы учебной работы, которыми важно овладеть школьнику;
  • выявляет ценностные ориентиры, которые могут обеспечить личностную заинтересованность школьника в результатах обучения.

После того, как цель определена, она становится ориентиром в отборе основного содержания, методов, средств обучения и форм организации познавательной самостоятельной деятельности учащихся.

Обучающие (дидактические):

передача учащимся определенной системы знаний, умений, навыков, необходимых для общего образова­ния, для изучения других дисциплин и для практической деятельности в повседневной жизни;

-  выработка у учащихся на материале учебного предмета способов учебно-познавательной деятельно­сти (технологии обучения) и т.д.

-  проверка знаний по теме;

-  обобщение изученного материала;

-  проверка усвоения материала на основе творче­ских заданий;

-  формирование ,умений применять полученные знания на практике;

-  развитие познавательной активности творческих способностей.

Определить основную дидактическую цель урока - значит, установить, чему в основном будет по­священ данный урок:

-  изучению нового материала (одна дидактиче­ская цель: основное время урока будет отведено изучению нового материла);

-  закреплению нового материала и ранее пройден­ного (одна дидактическая цель - закрепление);

-  контрольный урок (одна дидактическая цель –контроль за полученными знаниями);

-  две дидактические цели: повторение и обобще­ние: на повторительно-обобщающем уроке именно этому будет посвящено основное время урока.

три дидактические цели: повторение, закреп­ление, сообщение нового материала - комбини­рованный урок.

Развивающие цели урока

Конструирование системы развивающих целей от­ражает основные умения, которые отрабатываются на учебном занятии. Умения - это действия, формируе­мые через систему упражнений. Приобретение умений творческого характера (формирование опыта творче­ской деятельности), для которых характерен «перенос» знаний из одной учебной ситуации в другую, осуществ­ляется в процессе выполнения творческих (проблем­ных) заданий для самостоятельной работы.

В качестве развивающих целей используются сле­дующие:

-  развитие мышления, необходимого образованно­му человеку для полноценного функционирования в современном обществе;

-  развитие элементов творческой деятельности как качеств мышления - интуиции, пространственного воображения, смекалки и т.д.;

-  развитие мировоззрения;

-  развитие навыков устной и письменной речи;

-  развитие «умений учиться»: использовать знания, умения и навыки в учебной деятельности,

-  развитие памяти;

развитие критического мышления, навыков груп­повой самоорганизации, умения вести диалог;

-   развитие эстетических представлений и художест­венного вкуса учащихся;

-   развитие логического мышления  (на основе усвоения  учащимися  причинно-следственных свя­зей, сравнительного анализа), способности четко формулировать свои мысли.

Воспитательные цели урока

Разработка воспитательных целей - один из важ­ных элементов современного обучения, но они скорее декларируются учителем, чем являются прогнозируе­мым ориентиром в развитии воспитательного взаимо­действия учителя и ученика.

Постановка воспитательных целей урока осуществ­ляется в рамках целостного подхода к процессу станов­ления личности и охватывает все основные стороны (направления) воспитания: умственное, нравственное, трудовое, экономическое, экологическое, правовое, эс­тетическое, физическое и т.д. Эти стороны разделить невозможно, но следует выделять наиболее существен­ные с позиций содержания изучаемого материала. Учи­тель должен уметь продумывать и выделять к пред­стоящему уроку все имеющиеся возможности перма­нентного и многостороннего воспитания учащихся с по­мощью учебного материала, привлекаемых им дополни­тельных сведений  различного  характера,  методов  и форм   организации  учебной  деятельности  учащихся, процесса обучения предмету в целом и личности самого учителя.

При любых условиях процесс воспитания учащихся на уроке не прерывается. Учитель должен целенаправ­ленно управлять воспитательным процессом, исходя из особенностей класса. Для этого в одних случаях бывает необходимо выделить в качестве цели воспитание дис­циплинированности, в других - аккуратности, в третьих -настойчивости в учебе и т. д. Описание именно этих на­правляющих воздействий, по форме совпадающих с на­именованиями отдельных составных элементов воспи­тания, и фиксируются в качестве воспитательных целей урока:

-   воспитание уважения к своей Родине;

-  воспитывать активную жизненную позицию, чест­ность, человеческую порядочность;

-   воспитывать в учениках средствами урока уверен­ность в своих силах;

-' воспитание гуманизма и любви к прекрасному;

-   подвести учащихся к выводу о самоценности человеческих качеств.