Цифровое поколение: портрет в контексте образования. Как учить цифровое поколение.

Выступление практического психолога

1.Теория поколений.

Согласно одной из популярных теорий в Украине сегодня живут и работают несколько поколений:

1.Послевоенное поколение (их ровесники на Западе известны как «бэби-бумеры»; (1943–1963);

2.Поколение Х, поколение перестройки, «потерянное поколение»;

(1964 – 1984);

3. Поколение Y сетевое поколение, поколение  Миллениум, поколение Next, характеризующееся прежде всего глубокой вовлечённостью в цифровые технологии (1985-2000);

4. Поколение Z (2000 – ). Это первое поколение, которое родилось в эпоху Интернета. Они не помнят, какой была жизнь без гаджетов, и проводят со смартфонами и планшетами больше 8 часов в день.

2.Знакомьтесь: цифровое поколение

     Наше общество стремительно меняется, и процесс изменений уже открыл двери школы. Современные школьники существенно отличаются от детей и подростков, которые ходили в школу 10-15 лет назад.  Сейчас растут совсем другие дети.  У них другие интересы. Сегодня они, в отличие от тех школьников, помимо компьютера пользуются различными гаджетами.

Если недавно отовсюду вещали про появление детей "индиго", то сейчас пишут о том, что 95% новорожденных детей как раз вот такие особенные, которые мыслят и действуют абсолютно не  так, как привычно нам.

Приобщение  современных детей к цифровым технологиям начинается чуть ли не с пелёнок.

Просто посмотрите на маленьких детей, как ловко они управляются с компьютером и прочими гаджетами. Ощущение, что все эти навыки передаются им с молоком матери.

Именно поколение Y  и  Zназывают цифровым поколением.

Цифровое поколение — это те, кто вырос в мире компьютеров, мобильных телефонов,видеокамер и видеоигр. Они на ТЫ с цифровой техникой.

Они ежедневно ищут что-то в Интернете, они  привыкли получать  информацию быстро, лучше работают с графикой, чем с текстом, а гипертекст для них привычнее, чем обычный   текст.

Но самое главное –  они мыслят абсолютно не так, как их родители и учителя. Они другие.

     Таковы реалии жизни. И бороться с этим бессмысленно. Этим обусловлена и необходимость проведения образовательной реформы, поиска новых педагогических приемов, форм и методов обучения.

Появление в нашей жизниновой техники и Интернета, несомненно, формирует и новые черты личности.

У сегодняшних учеников другие память, внимание, мышление.

Психологи отмечают некоторые векторы изменений, связанных с высшими психическими функциями.

Память.У детей, активно пользующихся поисковыми системами Интернета, по-другому начинает функционировать память: в первую очередь запоминается не содержание какого-либо источника информации в Сети, а место, где эта информация находится, а еще точнее «путь», способ, как до неё добираться. Дети с рождения живут в цифровом мире. Память становится не только «неглубокой», но и «короткой».

Внимание. Каждый день дети и подростки успевают просмотреть множество экранов, поэтому у них растет скорость восприятия информации, однако они с трудом удерживают внимание на одном предмете.Средняя продолжительность концентрации внимания по сравнению с той, что было 10-15 лет назад, уменьшилась в десятки раз. Если прежде ребенок на уроке мог удерживать внимание в течение 40 минут, и это считалось нормой, то сейчас в классе на такую сосредоточенность способны буквально единицы.Если верить недавним громким заголовкам, то продолжительность внимания поколения Z сжалась до 8 секунд (тогда, как ещё в 2000 году было 12секунд),и они ни на чем не могут сосредоточиться более длительное время.

Да, аборигены часто переключают внимание, но поэтому быстрее принимают решения

Мышление. Школьникам, гораздо привычнее читать короткие новости, чем какую-нибудь статью; образ их мыслей отличается фрагментарностью, а суждения — поверхностностью.Формирование «клипового мышления» началось задолго до Интернета — как только у телевизора появилось большое количество каналов и возможность их легко переключать. Оно построено скорее на визуальных образах, чем на логике и текстовых ассоциациях, и предполагает переработку информации короткими порциями. О существовании и особенностях «клипового мышления» спорят с 1990-х годов, и некоторыми исследователями оно рассматривается как защитная реакция на информационную перегрузку.

Плюсы и минусы клипового мышления:

1.Минус:Человек не способен долго концентрироваться на информации, у него заметно снижается способность к анализу

Обладатель клипового мышления не может анализировать ситуацию, поскольку любая информация не задерживается в его сознании и быстро сменяется новой.

2. Минус: Ослабляет чувство сопереживания. Клиповое мышление — мышление сиюминутного восприятия, минутной реакции.

Жестокость и насилие, которые ежедневно поглощают люди с экранов телевизоров и каналов на YouTube, постепенно повышает порог человеческой чувствительности к переживаниям других.

3. Минус: Падает уровень успеваемости и снижается коэффициент усвоения знаний.

Педагоги во всём мире бьют тревогу: дети мало читают и не понимают смысла прочитанного. Школьники плохо понимают чужие мысли, поэтому написать изложение для них — сверхзадача.Ученики быстро забывают то, чему их недавно учили, и не могут осилить произведения классической литературы.

1. Плюс:Ускоряет реакцию

Известный британский футуролог Джеймс Мартин, который предсказал появление интернета, разделил людей на два типа. Первый тип — «люди книги» — получают информацию от чтения и обладают «продолжительным» мышлением. Второй тип — «люди экрана» — наделены клиповым мышлением. Преимущество последних в том, что они обладают скоростным откликом и быстрее реагируют на любые стимулы и изменения.

2. Плюс:Защищает мозг от информационной перегрузки

Многие специалисты называют клиповое мышление механизмом адаптации к развитию информационных технологий

3. Плюс: Развивает многозадачность

В то же время в жизни цифрового поколения есть немало преимуществ, обретенных благодаря эпохе Интернета. Возьмем, например, загадочный и ошеломляющий феномен детской многозадачности, который также связан с мышлением. Мы, взрослые, нередко наблюдаем картину, когда ребенок, сидя за компьютером, одновременно общается в чате, занимается поиском в Сети, скачивает музыку, слушает музыку из плейера, пытается делать домашнее задание и при этом пьет сок и жует бутерброд. Такой режим деятельности характерен не только для работы за домашним компьютером — это происходит и на уроках в школе. Если учитель будет понимать суть происходящего, его не будут раздражать дети, которые на первый взгляд невнимательны и стремятся заняться посторонними делами.

3. Цифровые аборигены и цифровые иммигранты

     Готова ли школа к этим переменам, происходящим с детьми?

«Своими» (аборигенами) или «чужими» (мигрантами») ощущают себя учителя в цифровом мире?

В 2001 году Марк Пренски, учитель, писатель и футуролог,  опубликовал статью, в которой разделил всех пользователей новых технологий  на 2 лагеря: цифровых аборигенов и цифровых иммигрантов.

«Цифровые аборигены» – это все те, кто родился и вырос в окружении компьютеров, игровых приставок, видеокамер, сотовых телефонов и других цифровых игрушек. Они не знают жизни без существования Интернета, смартфона и социальных сетей. 

«Цифровые иммигранты» – это те, кто не был рождён в цифровом мире, но в состоянии пользоваться более или менее эффективно цифровыми технологиями. Как и обычные иммигранты, цифровые иммигранты общаются с «акцентом».

Цифровые иммигранты — это старшее поколение,  те, кто чувствует себя в цифровом мире неуютно. Они с компьютером на Вы. Они предпочитают учиться медленно, поэтапно, индивидуально, и серьезно. И таким же образом предпочитают учить.

Согласно теории поколений, получается, что учителя и ученики — это люди из разных эпох, которые разговаривают на разных языках.

Причем учителя считают, что их учащиеся точно такие же, как они, и должны обучаться сходным образом, что совершенно не соответствует истине.

Парадокс современного образования состоит в том, что цифровых аборигенов в школах обучают цифровые иммигранты.

У учеников зачастую создаётся ощущение, что учителя – это иностранцы, говорящие неразборчиво с сильным акцентом.

Что необходимо сделать цифровым иммигрантам?

Принять тот факт, что они ничего не знают о цифровом мире, приобретать новые навыки и интегрироваться в новую реальность,  в том числе и с помощью своих учеников.

4.Как учить цифровых аборигенов?

Мы, педагоги, хорошо знаем, что обучение будет эффективным, только тогда, когда оно учитывает психологические и физиологические особенности ребенка.  Современных детей необходимо и учить по-новому, опираясь на новые психологические особенности, сформированные в условиях цифровой среды.

Поэтому сначала посмотрим на портрет современного школьника.

  • Современные дети живут в Интернете,  легко поддаются манипулированию.
  • Гиперактивны.
  • Агрессивны в подростковом и юношеском возрасте.
  • Способны к многозадачности, но при этом рассеянны.
  • Обладают клиповым мышлением, основанном на визуальных образах, а не на логике.
  • Не нацелены на чтение.
  • Предпочитают удовольствие вместо серьёзной деятельности.

Психологи отмечают следующие положительные и отрицательные черты современного школьника.

Положительные и отрицательные черты

Сначала о  положительных чертах:

  • Мобильность, гибкость, способность быстро реагировать на изменяющуюся ситуацию.
  • Способность к многозадачностио.
  • Эффективное использование технологий.

Отрицательные черты:

  • Неумение удерживать длительное время внимание  на одном предмете
  • Несклонность к аккуратности.
  • Нет внимания к деталям
  • Избегание сложной вдумчивой работы
  • Недостаточная развитость критического мышления

Дети поколения Z очень непростые, но в то же время очень любят учиться. И если научиться использовать эту активность и любовь к обучению и технологиям, то эффект от таких уроков будет на порядок выше.

Это ученики, которые начали учиться по новому государственному образовательному стандарту, в котором уже заложено использование детьми и учителями компьютера и Интернета – цифровых технологий.

Специфика поколения Z

  • Это поколение, которое предпочитает увидеть.

Визуализация (одна картинка стоит тысячи слов).

  • Они хотят делать открытия, любят исследования и разработку.
  • Поколение Z не любит возвращаться к одному вопросу несколько раз.
  • Удовольствие, а не серьёзная работа.      

Можно учиться, получая удовольствие.

  • Предпочитают «играть»,  а не  работать серьезно.

Можно учиться, играя.

  • Лучше справляются с совместными проектами, чем с индивидуальными заданиями.
  • Нуждаются в частых поощрениях.

Что необходимо сделать учителям?

Как же обучать современное цифровое поколение?

Следует пересмотреть методы преподавания и содержание образования.

Перед учителями встает задача разработать такие методические материалы, которые были бы интересны этим другим детям.

Сегодня необходимо задуматься, как обучать современное цифровое поколение с учетом тех особенностей, которые были названы.

О подходах к обучению современных детей

  • Стараться, чтобы задания были значимыми для учащихся.
  • Использовать в качестве тренировки увлекательные головоломки, логические задачи, которые увлекут учащихся.
  • Делить выполнения задания на этапы, постепенно наращивать время работы с заданием.
  • Чаще использовать поощрения.