Использование инновационных технологий в практической работе учителей-словесников

         В настоящее время инновационная педагогическая деятельность является одним из существенных компонентов образовательной деятельности любого учебного заведения, любого учителя. Современный учитель просто обязан владеть современными средствами обучения.

      И рабочие, и открытые уроки аттестуемых учителей, которые были даны в прошлом и в этом учебном году, показали, что учителя используют   инновационные технологии.

     Активно и системно используют приёмы технологии критического мышления филологи: Сальникова Э.И., Фурман И.Т., Бончева Г.Г., что и было продемонстрировано на открытых уроках, данных в рамках методической недели в прошлом учебном году.

     Технология развития критического мышления  помогает учителю развить у школьников способность к активному восприятию информации, готовность рассматривать проблемы с разных точек зрения. Особенно эффективен в данном случае  приём шесть шляп мышления Эдварда де Боно.

    Именно этот приём технологии критического мышления и стал ведущим  на открытом  уроке литературы Сальниковой Э.И. в 10 классе на тему: «Гуманизм в повести Н.В. Гоголя «Шинель». Традиции и новаторство в изображении «маленького человека»

   Учащиеся  на уроке  были не  зрителями и слушателями, а исследователями, решающими проблему, вытекающую из темы урока, самостоятельно формулируя цели и задачи данного урока.

    Использование данного метода на уроке развивает у учащихся способность структурировать информацию, выделяя главное и существенное в изучаемом тексте.Он разделяет мышление на шесть отличных друг от друга режимов, обозначенных шляпами разного цвета. «Надевание» шляпы фокусирует мышление на определённой проблеме, «смена» шляпы изменяет его направление.

   Этот приём формирования критического мышления открывает большие возможности для активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках литературы, стимулирует процесс познания и интерес детей, учит их выдвигать гипотезы, обосновывать и выбирать путь решения учебной задачи,

в чём могли убедиться все присутствовавшие на уроке.

 Интересно на этом уроке было не только ученикам, но и учителям. Судите сами.

   Урок Фурман И.Т.    в 11 классе на тему: «Вам завещаю я сад фруктовый

моей великой души… Ранняя лирика В.Маяковского»  (урок-размышление,

интерпретация) был  структурирован в полном соответствии с базовой моделью технологии критического мышления: вызов, осмысление, рефлексия.

    На этапе вызова учитель организует работу над лозунгом и эпиграфом урока, подводя учащихся к формулировке вопросов, на которые им предстоит  найти ответы в ходе урока.

    На этапе осмысления организуется работа с биографическими материалами. Это и составление кластера по биографии поэта на основе просмотренного видеоролика, и расширение его дополнениями из автобиографии  поэта «Я сам», творческие индивидуальные задания «Маяковский и футуризм», «Маяковский-художник», элемент ролевой игры «Маяковский в Политехническом»). 

     Работа  с текстами поэта (идейно-художественный анализ ранней лирики Маяковского завершается составлением таблицы и кластера, что позволяет структурировать изученный материал).

     И, как заключительный аккорд урока, звучит песня на стихи Маяковского.

На этапе рефлексии одиннадцатиклассники получают задание составить синквейн.

    На уроці  Бончевої  Г.Г. в 10 класі на тему: «Intermezzo» - імпресіоністична новела  М.Коцюбинського» була застосована групова технологія. Працюючи  в групах, учні досліджували окремі засоби імпресіонізму і роль їх у змалюванні внутрішнього світу героя, змінах в його настроях, значення кольорів і звуків у сприйнятті довкілля. А також  прийом «Кола Венна» або «Діаграма Венна», який активно використовується в рамках технології критичного мислення. Це графічний спосіб, який застосовується, якщо треба зрівняти два або декілька понять, явищ, предметів. «Діаграма Венна» допомагає виявіть загальне, підкреслити різницю, та узагальнити знання з заявленої теми. Використання цього прийому було творчим: діаграму Венна на цьому уроці було трансформовано в метелик як символ щастя.

    Современной школе предлагается достаточно большое количество различных методов, приёмов и способов активизации мыслительной деятельности учащихся. Каждый учитель выбирает и использует их, исходя из учёта возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, уровня подготовленности класса, содержания учебного материала и собственных возможностей и предпочтений.  И работа филологов в этом направлении блестящее тому подтверждение.