Материалы

АНТОНИМЫ

Антонимами называют разные по звучанию слова с проти­воположным значением. Объединяясь в пары, обозначающие контрастные понятия, антонимы могут характеризовать состоя­ние (молодость — старость, труд — лень, здоровый — больной, прилежный — ленивый), деятельность (работать — отдыхать), явления природы (жара — холод, восход — закат, пасмурный — ясный), пространственные и временные отношения (далеко — близко, левый — правый, день — ночь, зимой — летом) и т. п.

Антонимы могут быть как разнокорневые (прибавить — от­нять, веселый — грустный, друг — противник), так и однокор­невые (прибавить — убавить, веселый — невеселый, друг — недруг). Не все слова русского языка имеют соотносительные слова с противоположным значением. Антонимов нет, например, у слов нога, Сергей, карандаш, корова и др. В то же время некоторые слова, если они многозначны, могут иметь несколь­ко антонимов, например: легкая (ноша) — тяжелая; легкая (за­дача)— трудная; легкая (походка)—грузная; легкий (табак) — крепкий; легкий (мороз)—сильныйjлегкая (музыка)—серь­езная; легкий (сон) — глубокий.

Употребляются антонимы обычно в тех случаях, когда не­обходимо подчеркнуть качественную или количественную, про­странственную или временную противоположности (светлый — темный, короткий — длинный, здесь — там, всегда — иногда).

Дети уже до школы различают слова, противоположные по значению, и сравнительно легко составляют пары типа боль­шой — маленький, высокий — низкий, рано — поздно и т. п. На первом занятии учитель, опираясь на известное детям об антонимах, дает понятие об относительности того или иного признака предмета, показывает, что при одних обстоятельствах предмет может оказаться большим, а при других — малень­ким, то глубоким, то мелким и т. д. Дети узнают также, что не к каждому слову может быть подобран антоним.

Цель второго занятия—расширить представление детей об антонимах: учитель привлекает для наблюдений многознач­ные слова, которые в зависимости от разных значений входят в различные антонимичные пары. На этом же занятии приво­дятся примеры использования антонимов в различных произ­ведениях.

ПЕРВОЕ ЗАНЯТИЕ

— Интересные слова в русском языке! Есть слова, одина­ковые по звучанию и написанию, но разные по значению. (Как называются такие слова?) Есть слова, которые об одном и том же говорят по-разному. (Что это за слова?) А есть слова с противоположным значением. Попытайтесь отгадать загадки и найти в них такие слова.

Далеко мой стук

Слышится вокруг.

Червякам я враг,

А деревьям друг. (Дятел.)

Б. Тимофеев

Как столкнутся — стук да стук!

Тишину вспугнут вокруг.

Толстый тонкого побьет —

Тонкий что-нибудь прибьет.

(Молоток и гвоздь.)

А. Рождественская

Как только дети назовут отгадки и нужные слова из загадок, учитель сообщает, что слова с противоположным значением (враг — друг, толстый — тонкий) называются антонимами, и просит подобрать антонимы к следующим словам: горе, конец, свет, жара, утро, новый, длинный, узкий, добрый, поднимать, бездельничать, радоваться, приходить.

Анализ составленных пар показывает, что антонимами мо­гут быть и существительные, и прилагательные, и глаголы. В тет­радях записываются примеры на каждую часть речи. Для за­крепления этого вывода учитель проводит игру «Кто больше?». Дети называют знакомые им антонимичные пары слов так, что­бы они обозначали признак предмета, действия предмета, сам предмет.

   А теперь попытайтесь закончить рассказ. Послушайте его.

«Долго я был плохим учеником. Тетради у меня были гряз­ные, писал я небрежно. Грустно я плелся домой после уроков. Мама всегда огорчалась, когда видела мой дневник. Надоело мне все это. Что я, хуже других? Стал внимательным, стара­тельным. И вот я уже считаюсь...»

Продолжите сами. Возьмите для этого начало рассказа, заменяя выделенные слова противоположными по значению.

Дети коллективно заканчивают работу. Начало рассказа предварительно написано на доске, поэтому учитель вместо выделенных слов записывает другие — антонимичные, изменяя также некоторые формы, если это необходимо.

Как видите, один и тот же человек в разное время может оказаться то веселым, то грустным, то аккуратным, то небреж­ным. Вот как об этом сказал В. Орлов в стихотворении «Спор».

  Жила плохая девочка.                                     Когда она плохая!

Она была хорошая,                                            — И ничего не выдумки,

Она была хорошая,                                            Она была хорошая!

Хотя была плохая.                                              И ничего не выдумки,

  Ну да!                                                               Она была плохая!

Вот это выдумки!                                                Она была хорошая,

  Ха-ха!                                                               Когда была послушная.

Вот это выдумки!                                                Когда она не слушалась,

Не может быть хорошая,                                    Она была плохая.

  А может ли какой-нибудь предмет в одно и то же время быть глубоким и мелким, высоким и низким, далеким и близким? Прежде чем ответить на этот вопрос, помогите разрешить спор между отцом и сыном, о котором рассказывает Г1. Ребро в сти­хотворении «Кто прав?».

Вьется синяя река,

Убегает к морю.

Говорит отец:

   Мелка!

    Глубока!— я спорю.

Так мелка иль глубока?

Как же быть нам с нею?

До колен отцу река,

Ну, а мне — по шею.

Кто же прав? Оказывается, оба правы, каждый по-своему. Назовите из стихотворения слова с противоположным значением. Для закрепления материала предлагается стихотворение Г, Сап- гира «Яблоко».

У прохожих на виду                                       А Улитка — далеко.

Висело яблоко в саду.                                    А Теленок — озабочен

Ну, кому какое дело?                                     Тем, что яблоко

Просто                                                             Мало.

Яблоко                                                            А Цыпленок — тем,

Висело.                                                            Что очень

Только Конь сказал,                                       Велико и тяжело.

Что низко,                                                     А Котенку все равно:

А Мышонок —                                               — Кислое — зачем оно?

Высоко,                                                           — Что вы!—

Воробей сказал,                                              Шепчет Червячок.—

Что близко,                                                     Сладкий у него бочок.

1) Как говорили о яблоке Конь и Мышонок, Воробей и Улитка, Теленок и Цыпленок, Котенок и Червячок?

  1. Почему каждый из них сказал о яблоке по-своему?
  2. Можно ли к слову яблоко подобрать антоним?
  3. Назовите другие слова, к которым нельзя подобрать ело* ва, противоположные по смыслу.

В конце занятия проводится игра «Наоборот». Учитель чи­тает стихотворение Д. Чиарди «Прощальная игра», дети хором называют недостающие слова.

Скажу я слово                 Скажу тебе я слово

Высоко,                      Трус,

А ты ответишь!               Ответишь ты:

… … …                            … … …

Скажу я слово                Теперь начало

Далеко,                          Я скажу,—

А ты ответишь:               Ну, отвечай:

        … … …                       … … … !

Что делать дома?

Прочитайте в «Семицветике» стихотворение Г. Сапгира «На­ше и мое». Решите задачи из «Веселого задачника».

СТРАНИЧКА ИЗ «ВЕСЕЛОГО ЗАДАЧНИКА»

  1. Береза, тополь и липа

Несколько лет назад я посадил три одинаковых деревца: бе­резу, тополь и липу. Все они выросли по-разному: тополь под­нялся выше липы, а липа не может догнать березу.

Какое из этих деревьев оказалось самым высоким, а какое самым низким?

Ответ. Высокое дерево — тополь, низкое — липа.

  1. Четверо друзей

Нас четверо друзей. Недавно мы собрались на каток. Реши­ли встретиться около школы. Игорь пришел раньше Олега, а тот пришел позже меня. Алеша явился раньше всех.

Кто пришел последним?

Ответ. Последним пришел Олег.

ВТОРОЕ ЗАНЯТИЕ

В начале занятия проверяется решение задачи. После этого дети решают еще одну задачу.

Учитель вывешивает рисунок, который называется «Кто есть кто?». На рисунке изображены три мальчика. Одного зовут Се­режа, другого Саша, а третьего — Максим. Известно, что Саша выше Сережи, а Сережа ниже Максима. Нужно показать Сашу, Сережу и Максима.

   На прошлом занятии вы узнали, что не к каждому слову можно подобрать антоним. Назовите такие слова. (Ученики при­водят примеры.) А есть такие слова, к которым можно подо­брать не одно, а несколько слов, противоположных по смыслу. Попробуем это сделать и попытаемся ответить на вопрос, поче­му так получается.

Мелкий пруд — ... пруд.

Мелкий дождь — ... дождь.

Свежий хлеб— ... хлеб.

Свежий огурец — ... огурец.

Свободный стул— ... стул.

Свободная обувь— ... обувь.

Сладкое яблоко— ... яблоко.

Сладкое лекарство — ... лекарство.

   Значит, несколько антонимов можно подобрать тогда, ког­да слово имеет не одно, а несколько значений. Многие слова имеют лишь один антоним.

Вы хорошо помните стихотворение В. Маяковского «Что та­кое хорошо и что такое плохо». Назовите антонимы, которые встретились в заглавии. Что в человеке плохо и что хорошо: трудолюбие или лень, трусость или смелость, вежливость или грубость, скупость или щедрость?

Когда мы читаем рассказы или стихи, где сравниваются разные времена, разные люди, разные события, то в этих рас­сказах или стихах часто встречаются слова с противоположным значением. Послушайте небольшой рассказ Н. Сладкова «И гру­стно и радостно».

Странный в сентябре лес — в нем рядом и весна и осень.

Желтый лист и зеленая травинка.

Поблекшие травы и зацветающие цветы. Сверкающий иней и бабочки. Теплое солнце и холодная белая радуга.

Увядание и расцвет. Тишина и песни.

И грустно и радостно!

1) Какие антонимы встречаются в этом рассказе?

2) Почему рассказ назван «И грустно и радостно»?

   Антонимы часто встречаются в пословицах и поговорках, в народных загадках. Вот некоторые пословицы: 1) Кто хочет много знать, тому надо мало спать; 2) Полный колос к земле клонится, а пустой к небу тянется; 3) За маленьким погнался, а большое потерял. Какие слова с противоположным значени­ем употреблены в этих пословицах? Как вы их понимаете? -

Далее детям предлагается закончить пословицы. Учитель читает пословицы, а ученики находят недостающее слово. Пер­вую и вторую пословицы записывают в тетради.

  1. Ученье — свет, а неученье — ....
  2. Знай больше, говори ....
  3. Корень учения горек, да плод его ....
  4. Не бойся врага умного, бойся друга ... ,
  5. Лучшая вещь новая, лучший друг —... .

   А теперь отгадайте загадку, в которой тоже есть антони­мы. Назовите отгадку и слова с противоположным значением из загадки.

Белый зайчик прыгает по черному полю. (Мел и школь­ная доска.)

    Слова с. противоположным значением встречаются также в разных стихотворениях-шутках. Послушайте стихотворение Д. Родари «Тараторка» и назовите антонимы.

Вот тараторка для ребят:

Когда молчат, не говорят.

Когда стоят на том же месте,

Не совершают путешествий.

Что далеко, не очень близко.

Что высоко, не слишком низко.

Нельзя приехать, не уехав,

И грызть орех, коль нет орехов.

Никто сидеть не может стоя,

Лить из порожнего в пустое.

Нельзя писать на белом мелом

 И называть безделье делом.

Что делать дома?

Из сборника пословиц и поговорок «День работой весел»1 (или любого другого) выпишите три пословицы, в которых есть антонимы. Если вы не понимаете смысл пословиц, попросите взрослых объяснить.

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ КАЛЕНДАРЬ

Напоминайкин просит слова

Вот вы и познакомились с новыми словами, антонимами. Так называются слова с противоположным значением. Вы часто встречаете антонимы в задачах по арифметике. Они име­ются также в загадках, пословицах, поговорках, некоторых рас­сказах и стихотворениях. Там, где говорится о противополож­ных признаках, действиях, описываются события, происходив­шие прежде и теперь, есть антонимы. Найдите эти слова в заданиях.

1. Ленивый и прилежный

Прочитайте и закончите каждое предложение.

«Завтра поучусь, а сегодня погуляю»,— говорит .... «Завтра погуляю, а сегодня поучусь»,— говорит....

(К. Д- Ушинский.)

2. Загадка

Отгадайте загадку и выпишите из нее антонимы.

Бывает он в холод, Бывает и в зной, Бывает он добрый, Бывает он злой.

В открытые окна Нежданно влетит. То что-то прошепчет. То вдруг загудит.

Притихнет, умчится, Примчится опять, То вздумает по морю Волны гонять...

Н. Найденова

  1. Знаете ли вы?

Самая большая в мире книга находится в Америке. Ее высо­та— три метра, толщина — один метр. Перелистывает книгу специальный электрический аппарат.

Самая маленькая русская книга — это сборник басен И. А. Крылова. Она отпечатана в Петербурге в 1855 году. Книга в несколько раз меньше спичечной коробки.

Самый длинный в мире алфавит у абазинцев, народа, живу­щего на Кавказе. В этом алфавите — 71 буква.

Самый короткий в Европе алфавит имеют итальянцы и финны. У них алфавит состоит из 21 буквы.

Узелки на память

   Антонимы — это слова с противоположным значением, например: веселый—грустный, веселиться — грустить, ве­селье — грусть.

  Антонимами могут быть не только слова с разными кор­нями (весело — грустно), но и однокоренные слова (весело — невесело, прибегать — убегать).

  Не все слова имеют антонимы. Их нет, например, у слов: стена, стол, ваза, тетрадь, карандаш, береза, липа, корова, рука, глаз и многих других.

ТЕКСТЫ ДЛЯ ЧТЕНИЯ ВСЛУХ

ЧЕРНЫМ ПО БЕЛОМУ

Сыплет белый снег на черную землю. Все вокруг становится пегим. Лес полосатый — как бока зебры. Борозды пашни — как клавиши у рояля.

На белых речках — черные полыньи, на черных дорогах — белые лужи. На бело-черных березках черно-белые сороки сидят.

«Приехал ноябрь на пегой кобыле».

Черное озеро и белые берега. Черные пни в белых шапках. Черные галки над белым полем.

Белые зайцы на черной земле. Белые муравейники у черных стволов. Белые кочки на черном болоте.

Все двухцветное и рябое.

Черный дом с белой крышей. Белый дым из черной трубы. Черный стог с белым боком.

Одно небо ровное — серое и глухое.

Ни звонкого голоса, ни глухого эха. Все как-то исподволь, шепотом, сто­роной. То дряблая оттепель, то упругий мороз. Серо и сыро, пусто и глухо. Полузима-полуосень, полудень-полувечер.

Робко напутали, напетляли по снегу птицы и звери. И только человек прошагал — как расписался. Четко и твердо — как черным по белому.

(Н. Сладкое.)

Какое над нами небо?

Какое над нами небо                    —        Когда со скоростью света

Высокое или низкое?                                        Ракета уходит в воздух.

Какое над нами небо                    —        Мы знаем — эта ракета

Далекое или близкое?                                      К нам приближает звезды.

Когда дорога туристская                                 Но ежели ты без срока

Приходит к вершинной цели,                          В безделье живешь и покое,

То небо бывает близкое                                    Ты видишь небо далекое

И низкое в самом деле.                                     И бесконечно чужое.

Когда самолет взмывает                          Ты зря упускаешь время,

В небо с аэродрома,                                         Займись-ка лучше делами,

То близким небо бывает,                                  Чтоб видеть вместе со всеми,

Как стены родного дома.                                 Какое небо над нами!

С, Баруздин

Звезды

Скоро ты будешь                       А иногда и тусклыми —

Взрослым.                                   Точечками осиными.

Больше будешь                           Эти зовутся

II шире.                                       грустными

Звезды бывают тоже                   Или попросту

Маленькие                                   зимними.

И большие.                                            Восходят они

Те, что поближе,—                     далекими,

Близкими,                                   То ранними, сын,

Те, что подальше,—                   То поздними.

Дальними.                                   Те, что одни,—

Если ты счастлив —                   одинокими.

Счастливыми.                             Те, что вместе,

Если грустишь —                       со звездными.

Печальными.                               ... Звёзды — это надежды.

Звезды бывают                           То летние, сын,

Крупными.                                  То зимние,

В южных широтах                     Туманные или ясные,

Яркими.                                       Небесные звезды —

Спелыми, словно яблоки,          Синие.

Те, что сбивают                          Все звезды земные —

Палками.                                     Красные.

Г. Поженян