Материалы

СЛОБА-ДРУЗЬЯ (СИНОНИМЫ)

В русском языке существуют не только одинаковые по зву­чанию слова, обозначающие разные предметы и явления объек­тивной действительности, но и разные по звучанию слова, кото­рые служат для обозначения одного и того же предмета (лошадь — конь, труд— работа — дело), признака (старый — дряхлый — ветхий — древний), действия (строить — соору­жать — возводить — созидать) и т. п. Слова, обозначающие одно и то же, но по-разному и отличающиеся друг от друга оттенка­ми значения и употреблением в речи, называются синонима­ми1. Вот как, например, характеризует общее и различное в си­нонимах доктор — врач — лекарь — эскулап «Краткий словарь синонимов русского языка» В. Н. Клюевой: «Эти слова объеди­нены значением — лицо, лечащее больных. Русское слово врач, тождественное с заимствованным словом доктор, употребляется как слово официальной речи, обозначая лицо, имеющее спе­циальное высшее медицинское образование. Лекарь (от глагола лечить)—теперь архаизм, употребляющийся с оттенком прене­брежения: иногда лекарем бывает человек, не имеющий для этого достаточных оснований. Эскулап — греческое слово, те­перь устарело и употребляется в современном языке с оттенком резкой иронии»2.

Количество синонимов в разных группах (рядах) не одина­ково, их может быть два (закат — заход, сдвиг — смещение, баюкать — качать, копать — рыть) и более (стеречь — охра­нять — караулить — сторожить, печальный — невеселый — гру­стный — скорбный).

Существование синонимических рядов помогает говорящему и пишущему выбрать и употребить такое слово, которое наибо­лее точно и ярко выражает мысль. «Богатая синонимика совре­менного русского литературного языка,— пишет Н. М. Шан­ский,— одно из ярких свидетельств его словарного богатства.

Она дает возможность выразить самые тонкие оттенки мысли, возможность разнообразить речь, делает язык более образным, действенным и выразительным»1.

Младшие школьники владеют определенным запасом синони­мов (чаще всего пар) типа врач— доктор, лошадь — конь, большой огромный и т. п. Материал первого занятия дает возможность не только воспроизвести знакомые детям синони­мические ряды, но и расширить их перечень за счет новых. На второе занятие привлекается более сложный материал: отвле­ченные существительные, многозначные слова. Попутно реша­ются доступные для второклассников стилистические задачи использования синонимов в речи.

ПЕРВОЕ ЗАНЯТИЕ

   Прежде чем говорить о новых, очень интересных словах, попрощаемся со старыми нашими знакомыми, словами-близне­цами. Вот стихотворение Д. Лукича об одном таком знакомом.

Много разных есть ключей: Ключ-родник среди камней, Ключ скрипичный, завитой, И обычный Ключ дверной.

ü    Почему слова ключ (родник), ключ (скрипичный) и ключ (дверной) называются омонимами? Приведите примеры омо­нимов.

    Итак, омонимы — это слова, которые звучат и пишутся одинаково, но имеют разное значение. А сегодня мы познакомим­ся с такими словами, которые по-разному называют один и тот же предмет, признак или действие. Вот один пример. Как по- другому назвать ключ, где можно напиться? (Родник.)

Скажи: «Родник»— И вот возник, Бежит в зеленой чаще Веселый ключ журчащий. Мы и родник зовем ключом. (Ключ от дверей тут не при чем!)

А. Барто

   Разные слова родник и ключ называют одно и то же. И таких слов в русском языке много. С ними вы не раз встре­чались на уроках чтения и, конечно, сразу же вспомните, когда услышите небольшую историю о Незнайке и его друзьях.

В Клубе веселых человечков переполох: исчез Незнайка. Никто не видел его с самого утра. Пропал, как в воду канул.

   Я думаю, он снова улетел на Луну,— сказал Гурвинек.

   Нет, нет! Он бы опять взял с собой Пончика. А я только утром его видела,— возразила Дюймовочка. Она помолчала и, вспомнив что-то, добавила:— Правда, у него был очень загадоч­ный вид.

   Безобразие!—кричал Буратино.— Почему он все время мешает нам? И теперь мы опоздаем на встречу с октябрятами.

   Подождем еще немного и пойдем без него,— решил Ка­рандаш.

Минуты через три дверь распахнулась, и в комнату ворвался Незнайка. За ним вбежали Пончик и Сиропчик.

    Я не опоздал? — спросил Незнайка. Он посмотрел на дру­зей и понял, что провинился:

   Не сердитесь на нас.

   Не обижайтесь,— попросил Пончик.

   Не дуйтесь,— прошептал Сиропчик.

    Где вы были?—строго сдвинул брови Карандаш.

    В школе. Тут недалеко,— сообщил Незнайка.

   Совсем близко,— подтвердил Пончик.

    Рядом,— пролепетал Сиропчик.

   Что же вы там делали?— заинтересовались веселые че­ловечки.— И почему вы так странно отвечаете? Все говорите об одном и том же, но по-разному.

   Я узнал,— объяснил Незнайка,— что второклассникам обещали рассказать сегодня о словах-друзьях. Их еще называ­ют... называют... Как их называют?—обратился Незнайка к Пончику.

— Их называют синонимами,— в один голос ответили Пон­чик и Сиропчик.

   Вот-вот!— воскликнул Незнайка.— Например, можно ска­зать: Дюймовочка маленькая...

  А можно, — перебил Незнайку Пончик,— по-другому: Дюй­мовочка небольшая...

   А еще лучше,— вмешался Сиропчик,— Дюймовочка кро­шечная.

Незнайка одобрительно посмотрел на друзей и продолжал:

    Ведь можно сказать так: Пончик и Сиропчик — мои друзья.

   А я скажу: Незнайка и Сиропчик — мои товарищи,— подтвердил Пончик.

   И я тоже: Незнайка и Пончик—мои приятели,— согла­сился Сиропчик.

   Друзья, товарищи, приятели! Мы же опаздываем! — по­слышалось со всех сторон.

— Быстро бежим в школу! — скомандовал Карандаш. — А по пути мы узнаем все остальное.

Веселые человечки поспешили к октябрятам, но еще долго слышался голос Незнайки: «Вот, например, ограда..., летчик..., богатырь...» Все называли какие-то слова, но мы не расслы­шали. 9

  1. Какие слова называются синонимами?
  2. Вспомните, какие примеры приводили Незнайка и его друзья.
  3. Как по-другому можно сказать: Незнайка исчез; дверь неожиданно раскрылась; Незнайка вбежал в комнату; у Пончика был таинственный вид?
  4. Какие синонимы вы подберете к словам; ограда (забор, изгородь), летчик (пилот), богатырь (силач)?

Далее дети отыскивают синонимы в стихотворениях.

«Бураны, вьюги и метели —

Как много с ними канители,

Как много шума, толкотни,

Как надоели мне они!»—

Так проворчал мороз угрюмый,

И речку лед сковал без шума,

Деревья скрыла седина,

И наступила Тишина.

В. Берестов

Зябнет осинка.

Дрожит на ветру,

Стынет на солнышке,

Мерзнет в жару.

И. Токмакова

Дуб дождя и ветра

Вовсе не боится.

Кто сказал, что дубу

Страшно простудиться?

Ведь до поздней осени

Он стоит зеленый.

Значит, дуб выносливый,

Значит, закаленный!

И. Токмакова

Дети называют синонимы поочередно из каждого прочитан­ного стихотворения. Учитель обращает их внимание на то, что синонимы могут обозначать предметы (бураны — вьюги — метели), действия (зябнет — стынет — мерзнет), признаки (вынос­ливый — закаленный).

Далее ученикам предлагается таблица «Найди друзей». На ней два столбика слов. К словам левого столбика надо найти близкие по смыслу слова из правого. Пять первых пар записы­ваются в тетрадях.

алфавит аккуратный
огонь алый
шалун скакать
чистый азбука
конница пламя
прыгать озорник
бросать кавалерия
красный

Кидать

В стихотворении М. Дудина «Деревья зимою» школьники не только отыскивают синонимы, но и подбирают к некоторым сло­вам новые.

Деревья зимою,

Деревья зимою

Пронизаны ветром

И стужей самою.

И старые сосны,

И острые ели

Встают, как солдаты,

Навстречу метели.

В пурге по колени,

Буранами гнутся,

Вершинами машут.

Сдают?

Не сдаются!

1) Какие синонимы встретились в стихотворении? (Ме­тель — буран — пурга.) (Делается новое наблюдение: синони­мов может быть не два, а больше.)

  1. Какое слово еще можно поставить в ряд метель — бу­ран — пурга?
  2. Что сильнее: вьюга или пурга? метель или буран?
  3. Какие синонимы можно подобрать к словам: стуока (хо­лод, мороз), солдат (боец, воин), встают (поднимаются), гнутся (сгибаются, склоняются)?

В заключение учитель читает четверостишия, в которых по­следнее слово заменено синонимом. Необходимо восстановить авторский текст, указав нужное слово.

С пионерской звонкой песней

Мы идем на лыжный кросс.

Воздух чистый, день чудесный!

Не пугает нас (холод).

А. Алексин

Веселый вестник ливней вешних,

Промчался в небе первый гром,

И вот

открыл глаза подснежник

И озирается (вокруг).

Н. Рыленков

Я трудилась не напрасно

И запомню навсегда:

Хлеб вкуснеет не от масла,

Хлеб вкуснеет от (работы).

И. Демьянов

Что делать дома?

Синонимы часто употребляются в народных сказках, напри­мер: в некотором царстве, в некотором государстве; знать не знаю и ведать не ведаю; тоска-кручина горькая; путь-дорога дальняя и т. п. Прочитайте в «Семицветике» сказку «Окамене­лое царство» и найдите в ней слова, близкие по значению.

Выполните задания из «Угадайки».

ЧЕТЫРЕ ЗАДАНИЯ ИЗ «УГАДАЙКИ»

1. Пословицы и поговорки

Какие синонимы встречаются в пословицах и поговорках: 1) Спеши не спеши, а поторапливайся. 2) Приятелей много, а друга нет. Переливает из пустого в порожнее?

2. Четырьмя буквами

Какими синонимами (из четырех букв) можно заменить та­кие слова: приятель, противник, солдат, шагать, красный, пе­чаль, работа?

Ответ: друг, враг, воин (боец), идти, алый, горе, труд (дело).

3. Второе название животного

Каких зверей называют так: косой, косолапый, серый, со­хатый?

Ответ: заяц, медведь, волк (заяц), лось.

4. Назовите по-другому

Названия каких животных и птиц мы вспоминаем, чтобы на­звать храбреца, задиру, хитреца, увальня, безбилетника?

Ответ: орел, петух, лиса, медведь (тюлень), заяц.

ВТОРОЕ ЗАНЯТИЕ

В начале занятия учитель проверяет, как справились школь­ники с заданиями из «Угадайки».

Продолжая знакомиться с синонимами, ученики выполняют несколько заданий. В первом задании ученики называют по два синонима из стихотворений, читаемых учителем, к записанным на доске словам гуськом, полыхать, мчаться.

Солнце старалось пожарче гореть,

Чтобы озябшую землю согреть.

Солнце старалось поярче пылать,

Света побольше на землю послать.

Е. Аксельрод

Улетела злая вьюга. Принесли тепло грачи. Побежали друг за другом Беспокойные ручьи.

По лугам несутся смело, По тропинкам, на поля. Зацвела, похорошела Отдохнувшая земля.

А. Усанова

Ночь стоит в лесу густом. Слышен шорох под кустом: Ходят хвостиком лисята За Лисицыным хвостом... За мамашею лисицей Дети ходят вереницей.

В. Орлов

Затем ученикам предлагается таблица (стр. 96) с рисунками разных предметов. Ученики должны назвать лишь те предметы, к которым можно дать две подписи: луна — месяц, собака — пес, лошадь — конь, доктор — врач, бегемот — гиппопотам. Дети узнают, что не к каждому слову возможен подбор сино­нимов.

После этого ученики работают с другой таблицей (стр. 97): заменяют одинаковые слова в подписях к картинкам близкими по значению.

— Как видите, одно и то же слово, если оно имеет несколь­ко значений, можно заменить разными синонимами: самолет сел (приземлился), солнце село (зашло, закатилось); мальчик бежит (мчится, несется); река бежит (течет, струится). Упо­требляя синонимы в своей речи, мы избегаем повторения одних и тех же слов в предложении, в рассказе и точнее выражаем свою мысль.

Посмотрите запись на доске: «Прибежали старые зайцы, сбе­жались маленькие зайчата, прибежали старые зайчихи — все слушают, как хвастается заяц...» Так рассказывал ученик «Сказ­ку про храброго Зайца — Длинные уши, Косые глаза, Короткий хвост» Д. Н. Мамина-Сибиряка. Какую ошибку он допустил? Найдите это место из сказки в книге для чтения. Какими сло­вами пользуется автор, чтобы рассказать о приходе старых зай­цев, маленьких зайчат? Почему о старых зайчихах сказано, что они приплелись? Какой недостаток в тексте, записанном на доске? Как текст можно изменить?

Прочитайте первую главу сказки. Как сказано у автора о том, что делали зайцы после речей .хвастуна? (Хихикнули моло­дые зайчата, засмеялись добрые старушки-зайчихи, улыбнулись даже старые зайцы.) Почему о старых зайцах нельзя сказать, что они захихикали? Какие две группы синонимов встретились в первой главе? Для чего служат синонимы в речи?

— Дома вы читали сказку «Окаменелое царство». Вспо­мните, как говорится в сказке о трудной солдатской жизни (тя­желая, горькая), об исправном и смекалистом солдате (стара­тельный и смышленый), о красивой девушке (прекрасная). Ка­кие слова вы подберете для описания окаменелого царства?

Лес .... Вода в реке .... Часовой у ворот .... Все словно замерли. (Слова не шевелится, не колышется, не шелохнется записаны на доске.)

Запишите предложения в тетради.

Что делать дома?

Прочитайте в «Семицветике» сказку «Чудесные лапоточки». Затем познакомьтесь с «Занимательным календарем» и вы­полните из него задания.

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ КАЛЕНДАРЬ

Слово Напоминайкину

Русский язык богат синонимами. Чтобы не повторять на письме или в рассказе одно и то же слово, мы заменяем его другим, близким по смыслу. Например, о добросовестном уче­нике можем сказать не только старательный, но и усердный, прилежный. Вместо слова победить возможны другие: разбить, одолеть, побороть, осилить, сладить, справиться.

Выполните задания к сказке «Чудесные лапоточки». Про­верьте выполнение по книге для внеклассного чтения «Семи­цветик».

  1. Одно из двух

— Предлагаем начало сказки «Чудесные лапоточки». В скобках указано по два синонима. Проверьте по книге, какое из этих слов употреблено в сказке.

Жил-был в одной деревне мужик Иван. (Задумал, решил) он брата Степана в дальнем селе (навестить, проведать).

А день был (знойный, жаркий), дорога пыльная. Идет наш Иван, идет — (утомился, устал).

«Дойду,— думает,— до речки; там водички выпью, отдохну».

Приходит он к речке, а на берегу сидит (неизвестный, не­знакомый) старичок. Лапти свои (снял, скинул), под березку поставил, сидит (ест, закусывает).

  1. А как по-другому?

Предложили одному ученику пересказать из этой сказки место, где говорится о мужике Акиме. Вот как это сделал мальчик.

«Надел Аким лапти и побежал по деревне. Бежит-бежит, бежит-бежит, остановиться не может. Бежит он мимо своей избы, а навстречу сыновья выбегают и спрашивают; «Тятень­ка, ты куда побежал-то?»

я Какими синонимами можно заменить слово бежать? Най­дите это место в сказке, прочитайте его и перескажите.

  1. Так ли в сказке?

Первым надел чудесные лапоточки мужик Иван. Что с ним было, вы хорошо помните. Так ли об этом рассказывается в сказке?

«А лапти его так и несут. Не может Иван остановиться. Подбегает он к селу, где брат живет. Вот и дом брата. Вбегает в сени — ведро уронил, на метлу наскочил, да и упал на кучу сухих веников, лежит, ногами в воздухе болтает».

7

■ Почему лучше сказать: влетает, а не вбегает в сени} ведро опрокинул, а не уронил; не упал, а повалился на кучу сухих веников?

  1. Знаете ли вы?

...У резинки есть еще одно название: ластик. Почему резин­ка, понятно: делается из резины. А из чего делается резина? Из каучука. Ну, а каучук по-латыни называется «гумми эласти- кум». Отсюда — ластик, что значит упругий, хорошо растяги­вающийся.

Узелки на память

  Синонимы—это слова, которые называют по-разному один и тот же предмет (грусть — печаль), один и тот же при­знак (грустный — печальный), одно и то же действие (гру­стить — печалиться).

   Синонимов в одном ряду может быть два, три и больше (печальный — невеселый — грустный; смелый — бесстрашный — храбрый — мужественный — отважный).

  Чем больше человек знает синонимов, тем точнее он вы­ражает свою мысль.

ТЕКСТЫ ДЛЯ ЧТЕНИЯ ВСЛУХ

ЗА МОРЕМ ТЕПЛЕЕ, А ДОМА СВЕТЛЕЕ

(Сказка)

В некотором царстве, в некотором государстве жила бедная женщина с сыном Иванушкой. Задумал Иванушка походить по белу свету, поискать свое счастье. Отправился он в путь-дорогу дальнюю, в страны заморские. Вот при­ходит однажды Иванушка к морю широкому и видит на нем корабли разные. Нанялся он на корабль и поплыл искать свое счастье.

Плывет корабль по морю неделю, плывет другую, а морю конца-краю не видно. Сначала море было ласковое да приветливое, но вот поднялась на нем страшная буря. Ветер паруса рвет, мачты скрипят, волны корабль зали­пают. Не струсили, не испугались моряки, выдержали шторм, сохранили ко­рабль. Иванушка вместе с ними две ночи не спал, во всем помогал. Полю­бился новый моряк товарищам, понравился капитану.

Много времени провел Иванушка на корабле. Насмотрелся в заморских странах на зверей диковинных, любовался дворцами прекрасными, но всегда вспоминал землю родимую, матушку любимую.

День от дня все больше грустит Иванушка, все сильнее тоскует. «О чем же ты, Иванушка, запечалился, что же ты, молодец, закручинился?»— спра­шивают моряки своего товарища. «Гложет меня грусть-тоска по родному дому, друзья мои верные,— отвечает им Иванушка.— Снится мне каждую ночь дом родной да березка белоствольная».

Подумали-подумали моряки и решили помочь своему товарищу.

Долго ли, коротко ли плыл корабль, только прибыл он, наконец, в тот город, откуда Иванушка поехал счастья искать в страны заморские.

  Ох, и счастлив же я, что снова дома!— воскликнул Иванушка, ступив на берег.

Ну, вот и нашел ты свое счастье,— сказали ему друзья на прощание. — Не зря говорят: за морем теплее, а дома светлее.

ДОЛГ

Мы все должники Родины. Мы должны ей за воздух, которым мы ды­шим, за траву, по которой ходим, за шум ее лесов, за ее снега...

Родина добрая. Наших долгов не считает. Но случается — напомнит о них. Это значит: Родина в опасности и долг вернуть ей надо мужеством и отвагой.

Она и тут не напомнила бы. Да хочет, чтобы ее богатства остались нам, а не достались врагу.

(А. Митяев.)