Материалы

Использование оздоровительных мероприятий в учебном процессе младших школьников

Учебный день школьника насыщен значительными умственными и эмоциональными нагрузками. Школьная перегрузка и долгое нахождение в статическом положении приводит к переутомлению учащихся. Ученые утверждают, что полностью избежать утомления от учебных перегрузок не удается, да и не нужно. Это противоречит не только педагогическим, но и гигиеническим принципам, так как только интенсивная деятельность служит залогом полноценного функционирования и развития растущего организма. Гигиенисты считают, что необходимо такое дозирование деятельности, при котором возникающее утомление полностью исчезает в последующий за работой период отдыха. Если этого не происходит, утомление накапливается и переходит в переутомление или хроническое утомление.

Утомление обычно проявляется в снижении работоспособности, которое наступает вследствие выполнения продолжительной или интенсивной работы. По мнению специалистов, это временное функциональное состояние, биологическая роль которого состоит в своевременной защите организма от истощения при длительной или напряженной работе.

Ученые считают, что продолжительность активного внимания, например, первоклассников составляет 15–20 минут. После 30–35 минут непрерывных занятий у них резко падает работоспособность: интенсивность работы снижается на 37 %, а качество ее — на 50 %. При этом около 50 % учащихся начинают отвлекаться от работы.

Устранить утомление можно, если оптимизировать физическую, умственную и эмоциональную активность. Для этого следует активно отдохнуть, переключиться на другие виды деятельности, использовать всевозможные средства восстановления работоспособности.

Но, к сожалению, далеко не все учителя используют оздоровительные мероприятия в учебном процессе, а это делать необходимо, чтобы учащиеся не уставали и могли работать на уроке в полную силу. Поэтому напоминаем о применяющихся на практике средствах восстановления умственной работоспособности — оздоровительных мероприятиях в учебном процессе.

Это — физкультурные минутки, физкультурные паузы (динамические перемены),  которые различают по степени воздействия на определенные группы мышц и по форме поведения и общеоздоровительные мероприятия.

Физкультурные минутки

Физкультурные минутки — кратковременные перерывы на занятиях (1–3 минуты) для проведения физических упражнений, связанных с длительной статической позой учащихся. Их цель — предупреждение утомления, восстановление умственной работоспособности, профилактика нарушений осанки.

Физкультурные минутки проводятся на начальном этапе утомления (на 8–20-й минуте занятия). Упражнения должны быть просты, интересны и знакомы учащимся, доступны для выполнения на ограниченной площади.

ВИДЫ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ МИНУТОК:

- оздоровительные

- физкультурно-спортивные

- двигательно-речевые

- когнитивные

- креативные

Физкультурные паузы (динамические перемены)

Физкультурные паузы — комплекс физических упражнений и игр, проводимых между занятиями. Гигиенические требования к физкультурным паузам: проводить в чистом, хорошо проветренном и освещенном помещении, следить за дозировкой физической и эмоциональной нагрузки, не допускать переутомления.

Для проведения физкультурных пауз следует заранее подготовить необходимое оборудование и пособия. Выполнять упражнения учащиеся могут самостоятельно (индивидуально), группами (фронтально). Длительность — 5–8 минут. Самостоятельный способ выполнения физических упражнений преследует цель научить учащихся целесообразно использовать время между занятиями в активном движении.

Групповой (фронтальный) способ проведения физкультурных пауз может иметь комбинированный характер и состоять из комплекса физических упражнений, подвижных и музыкальных игр, которые служат средством эмоциональной нервной разрядки, а сочетающийся с игрой комплекс общеразвивающих упражнений является организующим и дисциплинирующим элементом.

Упражнения и игры должны быть хорошо знакомы учащимся. Например. Класс разделить на 2–3 группы: первая группа набрасывает кольца (в игре «Кольцеброс»), вторая играет с обручами, третья — в скакалки и т.п. Динамические перемены — организованная форма активного отдыха на открытом воздухе. Их обычно проводят после второго урока. Длительность динамической перемены — 35 минут.

 1. Подготовка организма к длительной деятельности. Построение, ходьба, бег, общеразвивающие упражнения в игровой форме. Длительность — 6–8 минут.

2. Подвижные игры, спортивные игры и упражнения, самостоятельная игровая деятельность. Длительность — 22–25 минут.

3. Построение, спокойная ходьба, упражнения на внимание, подведение итогов. Длительность — 4–6 минут.

ВИДЫ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ПАУЗ (ДИНАМИЧЕСКИХ ПЕРЕМЕН):


1. По степени воздействия:

игровые;

сюжетные;

фольклорные;

комплексные.

2. По форме проведения:

подвижные игры

пальчиковая гимнастика

пантомимическая гимнастика

игры с использованием карточек

сюжетно-ролевые игры

необычные движения

гимнастика ума


Общеоздоровительные мероприятия

К ним относятся:

Пальчиковая гимнастика

гимнастика для глаз

артикуляционная гимнастика

дыхательная гимнастика

дидактические игры с движениями

двигательные действия и задания

развивающие игры

психогимнастика

ритмические, танцевальные, общеразвивающие упражнения

Общеразвивающие упражнения (упражнения для разных групп мышц).

Подвижные игры. Их использование зависит от специфики урока, а также от площади классной комнаты. Обычно подвижные игры используют, когда на уроке присутствует подгруппа учащихся (это уроки иностранного языка, факультативы). Используют игры малой и средней подвижности. Например, на уроке природоведения при изучении темы «Животный мир» можно провести игру «Мышеловка», «Хитрая лиса» и т.д.

Во время физкультурных пауз и динамических перемен целесообразно использовать игры большой подвижности, но обязательно знакомые учащимся.

Танцевальные.

 Эти физкультурные минутки целесообразно проводить под популярную детскую мелодию или использовать классические произведения. Например, предложить учащимся послушать музыку П. Чайковского «Времена года» («Осень», «Зима» и др.) и выполнить различные движения под музыку, изобразить кружащиеся листья в осеннем саду, падающие снежинки в зимнем лесу и т.п.

Ритмические.

 Данные физкультурные минутки отличаются от танцевальных четким исполнением элементов. Для их проведения можно использовать аудиокассету заранее записав на нее музыкальное произведение и ритмическое стихотворение. Это позволит учителю акцентировать внимание на выполнении учащимися двигательного задания, а также поберечь голосовой аппарат. Практика показывает, что данная форма проведения физкультурных минуток повышает эмоциональный настрой и способствует развитию выразительности в движениях учащихся.

Гимнастика для глаз.

 Это специальные упражнения для укрепления мышцы век, улучшения кровообращения и расслабления мышц глаз, снятия утомления глаз.

• •Плотно закрыть и широко открыть глаза. Повторить 5–6 раз с интервалом в 30 с.

• • Посмотреть вверх, вниз, вправо, влево, не поворачивая головы.

• • Вращать глазами по кругу: вниз, вправо, вверх, влево и в обратную сторону.

• • Сесть, крепко зажмурить глаза на 3–5 с, а затем открыть их на 3–5 с. Повторить 6–8 раз.

• • Встать, посмотреть прямо перед собой 2–3 с. Затем поставить палец руки на расстояние 25–30 см от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него 3–5 с. Опустить руку. Повторить 10–12 раз.

• • Сесть, закрыть глаза и массировать веки круговыми движениями пальца в течение 1мин.

• • Сесть, голова неподвижна, медленно перевести взгляд с пола на потолок и обратно, затем справа налево и обратно. Повторить 10–12 раз.

• • Круговые движения глазами в одном и обратном направлениях. Повторить 4–6 раз.

Физкультурно-спортивные.

Это традиционная гимнастика под счет, где каждое упражнение рассчитано для определенной группы мышц (бег, прыжки, приседания,

ходьба и т.д.).

Двигательно-речевые.

Учащиеся коллективно читают небольшие веселые стихи и выполняют в соответствии с текстом движения. Подготовка двигательно-речевых минуток развивает творческие способности самого учителя и способствует развитию интереса учащихся к изучению того или иного предмета, например географии:

Мы отправились в поход

Посмотреть, кто как живет.

На пути у нас овраг —

Перепрыгнули вот так.

Переплыли Ниагару,

Посмотрели на Сахару,

И пришли мы вновь домой.

Вот такой наш шар земной.

Целенаправленное использование физкультурных минуток в режиме учебных занятий показывает их результативность, а содержательная направленность формирует мотивацию к изучаемому предмету. Опрос учащихся показал, что такие «минутки» заряжают энергией и повышают интерес к предмету.

Когнитивные (познавательные) физкультурные минутки.

 Способствуют развитию познавательных процессов. К ним можно отнести:

1) Дидактические игры с движениями.

Например, на уроках природоведения при изучении темы «Растительный мир» можно использовать игры «Найди дерево по описанию», «Вершки и корешки» (с использованием наглядности), «Где мы были, мы не скажем, а что делали — покажем» и др.

2) Двигательные действия и задания.

Загадывают загадку, а отгадку учащиеся имитируют в движении.

3) Развивающие игры. Например, «Испорченный телефон» (отличие игры в том, что учащиеся передают друг другу комплекс из 3–4 упражнений или различные ритмические движения); «Запомни движение и повтори» (ученик показывает комплекс из 3–4 упражнений и предлагает повторить эти движения, а затем выполнить в обратной последовательности.

4) Креативные (творческие).

Гимнастика для ума (с использованием «необычного» физкультурного инвентаря).

Учащиеся придумывают необычные действия с физкультурным инвентарем.

Например: мячом можно «рисовать», на нем можно качаться, как на качелях, ходить с мячом на голове; фантазируют, на что похожи кегля, скакалка и т.п. Кегля может быть вазой, жезлом милиционера, скакалка — змейкой, веревкой для белья, мостиком и т.д.

5) Оригинальные движения (придумывание названия выполняемым движениям).

Учащиеся придумывают различные композиции. Например, два мальчика, скрестив руки, несут девочку. Что это может быть? Принцесса в карете, девочка на качелях и т.д.

6) Сюжетно-ролевые игры (развитие воображения, творчества, выразительности в движениях). Например, игра «Магазин игрушек». Действующие лица: продавец, игрушки, покупатели. Все роли исполняют учащиеся. Покупатель желает купить игрушку. Продавец «заводит» игрушку, и она изображает в движении свой образ (машина, неваляшка, кошка и др.).

7) Использование карточек. Предлагаются карточки с изображением учащихся и животных, выполняющих образные физические упражнения (например, «Летящая птица», «Разминка балерины», «Любопытный щенок»). Глядя на карточку, учащиеся выполняют физические упражнения.

8) Пантомимическая гимнастика (подражательная средствами невербальных сигналов).

Задача — показать эмоциональное состояние персонажа. Предлагается карточка (со словесной инструкцией или с картинкой), на которой описаны или изображены герои сказок, различные животные (добрая (злая) волшебница, Змей Горыныч, петушок, кошка

и др.). Учащиеся должны передать в движении мимикой, жестами эмоциональное состояние героя. Например: петушок — гордый, важный, грустный; кошка — гуляет, спит, умывается, сердится, сторожит.

Комплексное использование оздоровительных мероприятий физкультурных минуток, физкультурных пауз в учебном процессе позволяет снижать утомляемость, повышать эмоциональный настрой и работоспособность, а это в свою очередь способствует сохранению и укреплению здоровья учащихся.