Материалы

Родительское собрание «Нравственное воспитание формируется в семье»

 «Большое зло нашего времени... заключается

в том, что наши отцы и матери почти полностью

 лишились осознания того, что... могут сделать

для воспитания своих детей»

И.Г. Песталоцци

«Родители должны любить своего ребёнка таким,

 какой он есть, а не таким, каким он мог бы быть»

 Монте

«Дети никогда не поступают так, как мы велим поступать;

 они поступают, как поступаем мы сами»

Л.Хей

- Добрый вечер, уважаемые родители! Я рада тому, что, Вы, не смотря на свои многочисленные хлопоты и заботы, несмотря ни на что, пришли сюда. В любой школе: маленькой или большой; в любом классе: простом или экспериментальном есть дети со своими учебными и личностными особенностями. В каждой семье, где растёт ребёнок, неизбежны вопросы, связанные с тем, как вырастить его здоровым, физически и психически закалённым, обогащённым духовно и нравственно, подготовленным к жизни и труду. Не обойтись здесь без сомнений и раздумий, желания узнать об опыте других родителей, о новых методах воспитания. Каждому родителю не хотелось бы учиться на своих ошибках, но как же не допустить ошибки в воспитании самого дорогого и всем сердцем любимого — своего ребёнка. Именно этим занимаются педагоги в школе, т.к. школа, семья и ребёнок — это краеугольный камень, на котором держится и развивается общество. Мы, призваны вместе решать все проблемы.

- Почему именно сейчас актуальна проблема нравственного воспитания? Сейчас,  идёт становление характера, поэтому особенно необходимо ваше внимание. Ваши дети подходят к новому этапу развития. В психологи этот этап назван подростковым периодом, часто его называют переходным возрастом или возрастом противоречий. Многое начинает меняться в жизни детей, их поведении. Ваши отношения в семье с детьми тоже должны перейти на новый этап развития, от этого зависит ваше общение в дальнейшем, во взрослой жизни. Чтобы Вы поняли актуальность проблемы, предлагаю заполнить анкету. Отвечайте откровенно, кроме Вас Ваши ответы никто не увидит.

Анкета для родителей:

- С кем Ваш ребенок особенно дружен в семье ?

- Кому он доверяет свои секреты?

- Все ли Вы знаете о ребенке?

- Понимаете ли его поступки, мысли?

- Всегда ли вы справедливы к ребенку?

- Если Вашему ребенку плохо, то кому первому он расскажет о своих огорчениях?

Теперь сравните свои ответы с ответами своих детей. (Родители получают анкеты, которые накануне заполнили их дети)

Анкета для учащихся «Я и моя семья»

- С кем ты в семье особенно дружен?

- Кому доверяешь секреты?

- Все ли знают о тебе родители?

- Понимают ли тебя папа и мама?

- Всегда ли справедливы к тебе в семье?

- Если тебе плохо, то кому первому расскажешь о своих огорчениях?

            Обратите внимание, только 20% детей класса ответили, что родители знают о них все, 15% считают, что родители к ним справедливы и 20% находят в семье понимание. Наверняка многие из Вас удивлены и даже не представляли, что дети уже в этом возрасте могут что-то от Вас скрывать или чувствовать по отношению к себе какую-то несправедливость. Сегодня постараемся разобраться, какие ошибки мы допускаем и как сохранить доверие детей в этот нелегкий для них период, называемый переходным возрастом.

Многие родители, представители общественности заблуждаются, считая, что центром воспитания является школа. Это не так. Социологические исследования показывают, что на воспитание ребенка влияют: Семья – 50%, СМИ – 30%, школа – 10%, улица –10%.

Зачем вообще ребенок, если он не становится главным содержанием наших мыслей и чувств. Первые жизненные уроки ребёнок получает в семье. Его первые учителя и воспитатели - отец и мать. Давно установлено, что для ребёнка общие семейные повседневные радости и огорчения, успехи и неудачи - это источник, рождающий доброту и чуткость, заботливое отношение к людям. Семья даёт ребёнку первые представления о добре и зле, о нормах нравственности, о правилах общения, первые трудовые навыки. Именно в семье складываются жизненные планы и идеалы человека.

Семья является важнейшим фактором, влияющим на формирование личности. Именно в семье дети просто и естественно приобщаются к жизни. В семье закладываются основы понимания ребёнком мира, с первых лет он усваивает моральные ценности, социальные нормы, культурные традиции. Воспитание ребёнка теснейшим образом связано с проблемой сформированности личности родителей. Чтобы воспитать у ребёнка отзывчивость, нравственное отношение к людям, родителям необходимо самим быть на должном уровне.

Воспитание детей – старейшее из человеческих дел. Зависит оно от трех переменных: взрослые, дети и отношения между ними. Домашнее воспитание – это задача с тремя неизвестными. Часто учим одному, а научаем другому.

Играя в шахматы, мы можем часами думать над одним ходом. Всесторонне обдумываем результаты, которые последуют от этого хода. Если бы с такой дотошностью и дальновидностью мы обдумывали свои слова и действия в отношении к детям, к другим членам семьи, насколько бы меньше было неверных поступков, конфликтов, катастроф.

Давайте разберемся, что же мы делаем НЕ так?

1. Любая женщина знает, что порой приходится пользоваться дистанционным управлением. Кто из нас не слышал телефонных переговоров работающих мам со своими детьми: помой руки, разогрей обед, садись делать уроки. Печальная необходимость, но объяснимая и простительная. Однако, именно здесь постарайтесь не допустить первую ошибку:«концентрация внимания на физическом и физиологическом воспитании, пренебрегая духовным». Проще говоря, когда для родителя главное накормить, одеть, подлечить. Этого мало. Очень скоро все это ребенок сможет делать сам и невольно возникнет вопрос: а зачем мне родители? Когда обрушатся на ребенка бури переходного возраста, он откажет родителям в праве интересоваться тем, где он был, с кем гулял, что читал. Поэтому не упустите пору, когда ему еще хочется, чтобы с ним поговорили и  его расспросили. Ведь эта пора так быстро проходит.

2. Ошибку вторую назовем «балованием»: «компенсация недостатка внимания к ребенку «залюбливанием», «балованием». Если у меня нет времени пообщаться с ребенком, послушать о его проблемах, компенсирую это финансовой стороной: куплю дорогую игрушку, дам больше денег на карманные расходы, чтобы он не забывал, как я его люблю. К таким родителям со временем сформируется чисто потребительское отношение, ни о каком доверии речь идти не будет.

3. «Неадекватная завышенная оценка своего ребенка».

Когда ребенок отстает, это тяжело, мучительно и для него и для родителей, но если он опережает остальных детей, тоже забот хватает. Одаренный ребенок (а родителям свойственно и преувеличивать меру одаренности) пробуждает весьма опасного зверя – родительское честолюбие.

Ребенок садится за рояль – маме с папой уже мнится: не Моцарт ли растет в их доме. Первые рисунки тоже наводят на мысль о чем-то исключительном. А математические способности. Родительские ожидания тяжким грузом ложатся на детские плечи, потому что этим ожиданиям надо обязательно отвечать. Как тяжко живется ребенку, от которого требуют, чтобы он во всем и непременно был первым, которого постоянно попрекают: «Вот на родительском собрании хвалили Николаева. У него, сказали, блестящие результаты по математике. А ты?»

4. «Необоснованное перекладывание ответственности на ребенка»

Часто, когда учитель сообщает родителям о неготовности ребенка к уроку, в ответ слышит: «Я у него спросил – он сказал, что все сделал». Но ведь ребенок прекрасно понимает, что, если учитель обращается к родителям, то доля ответственности на них все-таки есть, а они ее перекладывают на плечи ребенка, тем самым пытаясь сохранить свою репутацию. Тогда не следует удивляться, когда ребенок найдет множество отговорок, почему он не смог выполнить порученное ему дело.

5. «Слепое доверие"

К сожалению, взрослые бывают легкомысленными, если не сказать больше: они иногда недооценивают проступки ребят и даже вольно или невольно – порой поощряют их.

Мальчик принес из школы домой коробку цветных карандашей и сел рисовать.

– Откуда они у тебя? – спросила мать.

– Ребята дали.

Мать удовлетворилась этим ответом. Через некоторое время у мальчика появилась новенькая ручка, блокнот, детская книга. Когда отец спросил, откуда они, тот ответил, что ручку он выменял на свою, блокнот подарили, книгу дали почитать. Отец успокоился. А мальчик становился заправским воришкой. У его одноклассников пропадали вещи. Ребята возмущались пропажами, подозревали один другого, старались не выходить на перемене в коридор. Учительница чувствовала свое бессилие. Когда однажды у девочки пропала из портфеля библиотечная книга, один из учеников заявил, что видел ее в парте этого мальчика. Одноклассники подбежали к его парте и … увидели книгу. Стоит ли говорить о том, как тяжело отозвалось на всех это событие. Слезы матери, обсуждение поступка мальчика, недоброжелательное отношение к нему товарищей. А ведь всего этого могло не быть, прояви родители хотя бы элементарную тревогу при первом же подозрительном случае.

– «Как он мог? – плача восклицала мать. – Ведь в нашей семье никто никогда ничего чужого не взял! Да и зачем Олегу брать чужое. Живем в достатке. Неужели я не купила бы ему этих карандашей. Нет, это Володька его научил».

Здесь налицо беспечность родителей, их невнимание к интересам ребенка, к его товарищам. Отсутствие должного контроля.

«Доверяй, но проверяй» – гласит народная мудрость. Конечно, делать это родители должны тактично и деликатно, не оскорбляя достоинства ребенка, не высказывая подозрений, а наоборот, всячески подчеркивая, что верят ему. Например: беря сдачу, принесенную сыном из магазина, можно сказать: «Давай сын посмотрим, как ты считаешь, не ошибся ли? Должно получиться столько-то».

6. «Тебе - нельзя, а мне - можно»

Всем взрослым, а родителям особенно, важно подавать ребенку только положительные примеры, требуя от себя того же, что требуют от него. Если мать и отец говорят о том, что воровство позорно, а сами приносят домой моток шерсти с фабрики, где работают – грош цена их словоизлияниям, они будут перечеркнуты их поступками. Если же дети постоянно видят честность, принципиальность, щепетильность родителей, особенно в отношении чего-то чужого, они растут честными людьми. Так, что, рассматривая родительскую должность как творческую, хорошо бы в то же время помнить, что ребенку предстоит самостоятельная жизнь.

Вывод: Родителям все время надо думать о том, как ребенок будет жить вдали от их зоркого глаза среди людей. Как будет строить собственные отношения с окружающими, а когда-нибудь собственный дом. Высшая родительская доблесть как раз и определяется мерой готовности отпустить ребенка от себя.

            Как же НАДО себя вести с ребенком в период переходного возраста?

Психологическая поддержка — это процесс, в котором взрослый сосредотачивается на позитивных сторонах и преимуществах подростка

Психологическая поддержка — один из способов улучшить взаимоотношения между взрослыми и детьми. При недостатке или отсутствии адекватной поддержки ребенок испытывает разочарование и склонен к различным проступкам.

Поддержать ребенка — значит верить в него

Эффективная поддержка позволяет достичь следующего: укрепить самооценку, поверить в себя и в свои способности, избежать ошибок, пережить неудачи.

Психологическая поддержка осуществляется и при неудачных ситуациях. Надо дать понять ребенку, что его неудача ни в коей мере не умаляет его достоинств. Ненавязчивое прикосновение даёт сигнал ребенку — «Что бы ни произошло — я тебя люблю, и ты находишься под моей защитой». Надо научить ребенка переживать неудачи и не зависать в негативе. Само депрессивное состояние является пагубным для взрослого человека, тем более для ребенка. Жизнь состоит взлетов и падений. Каждый негатив это урок, что здесь что-то не так, нужно пережить этот момент и сделать вывод.

Памятка родителям

Для успешности своего ребенка родителям необходимо видеть его на пьедестале. Для этого:

  • Разговаривайте с ребенком о своих делах и о его делах независимо от того, сколько Вашему ребенку лет, даже если Вы сильно устали за день. Помните, жалея себя, вы теряете драгоценное время для установления доверия. Вы теряете доверие своего ребенка — это дорогая потеря, а оно восстанавливается с великим трудом.
  • Говорите о своей любви ребенку. Если Вы раньше стеснялись это делать, сегодня ещё не поздно. Ребёнок в любом возрасте хочет слышать, что его любят, видеть ласковые глаза. Дорогие предметы не заменят ему искренних слов о любви.
  • Доверяйте ребенку. Доверие — это ответственность за свои поступки, умение открыто анализировать их с Вашей помощью.
  • Не сравнивайте ни с кем своего ребенка. Если ребенок слышит хвалебные слова в сравнении, то тем самым вы переворачиваете его душевный мир. Подсознание получило информацию, что он хуже, что он не любим. Не удивляйтесь потом откуда у Вашей дочери ужасающий цинизм или жестокость. Дети не могут быть теми, кто Вам нравиться. Вы не хотите принимать такими, какими они есть - и они мстят Вам за Ваше предательство. Эта злая черта характера может пройти через всю жизнь.
  • Обратитесь к специалисту, если ваши отношения не налаживаются. Воздержитесь от мнения, что только ребёнку можно пойти к педагогу или психологу и что Вы сами не нуждаетесь в помощи. Это трудно, но ребёнку еще труднее, чем Вам.
  • Чувство собственного достоинства развивайте. Любая неудача не должна восприниматься как провал. Если ты упал в пути, то это не значит, что ты идёшь неверной дорогой.
  • Используйте свой авторитет. Папа и мама для ребенка являются теми, кто открывает ему взрослый мир. Авторитет взрослого человека играет огромную роль для него при формировании взглядов и убеждений, способствует становлению его самостоятельных суждений, влияет на его поведение. Если на глазах сына отец оскорбляет мать, то эта модель воспринимается им как норма. Если добрый юмор, ненавязчивые прикосновения, улыбка присутствуют в семье, для ребенка это тоже воспринимается как норма.

Памятка для родителей

(раздаются родителям)

- Разговаривайте с ребенком.

- Говорите о своей любви.

- Доверяйте ребенку.

- Не сравнивайте ни с кем.

- Обратитесь к специалисту

- Развивайте чувство собственного достоинства.

- Используйте свой авторитет.

Мы достаточно продуктивно провели время. Давайте проведём рефлексию.

Правила жизни: чтобы поняли тебя, должен и ты понять другого. А поэтому старайтесь жить так, чтобы в семье было все хорошо. Пусть ваши дети будут здоровы и физически и духовно, поддерживайте их, направляйте на благие дела и Вы увидите —  ваш труд будет не напрасен. И в ваших семьях всегда будет светить солнышко, которое будет греть вас своими лучами, излучающее: добро, ласку и заботу.

Счастлива та семья, где есть взаимопонимание. Только когда мы вместе — ребёнок чувствует себя комфортно. А это в наших силах и возможностях.