Методичка

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Что такое одаренность?
  2. Отличительные черты одаренных детей
  3. Виды одаренности
  4. Принципы работы с одаренными детьми
  5. Стратегии работы с одаренными детьми
  6. Методики выявления одаренных детей
  7. Модель одаренного ученика
  8. Подготовка педагога к взаимодействию с одаренными детьми
  9. Индивидуальные программы для работы с одаренными детьми

                             Если вы намеренно собираетесь стать

             менее значимой личностью,

                         чем позволяют ваши способности,

                     я предупреждаю, что вы будете

                 глубоко несчастны всю жизнь                                  

                                                                                   А.Маслоу                                                                                                                                                               

Что такое одаренность? Редкий индивидуальный дар или социальная реальность? И как относиться к одаренным детям? Требуют ли они специального изучения, подхода и развития?

     Одаренность по-прежнему остается загадкой для большинства детей, учителей и многих родителей. Для широкой общественности же наиболее важными проблемами являются не столько научные основания одаренности, сколько прежде всего их реальные жизненные проявления, способы выявления, развития и социальной реализации. Забота об одаренных детях сегодня – это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни завтра. Уже существуют способы выявления таких детей, вырабатываются программы помощи им в реализации своих способностей. Однако проблема диагностики и развития высоко одаренных и талантливых детей на всех этапах их обучения, проблема понимания детьми своей одаренности и личной ответственности за творческую самореализацию существует.

Одаренность – значительное по сравнению с возрастными нормами опережение в умственном развитии либо исключительное развитие специальных способностей (музыкальных, художественных и др.)

Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Талантом называют выдающие способности, высокую степень одаренности в какой-либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определенной сфере.

Гениальность - высшая степень развития таланта, связана она с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества.

Отличительные черты одаренных детей:

  • высокая любознательность и исследовательская активность;
  • способность отслеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы;
  • хорошая память;
  • способность классифицировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями;
  • большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, а также умение ставить вопросы;
  • повышенная концентрация внимания;
  • упорство в достижении результата в той сфере, которая им интересна.

Типология одаренности:

Существует деление одаренности на четыре группы:

{    Дети с высокими показателями по специальным тестам интеллекта;

{    Дети с высоким уровнем творческих способностей;

{    Дети достигшие успехов в каких-либо областях деятельности (юные музыканты, художники, математики, шахматисты и т. д.);

{    Дети, хорошо обучающиеся в школе (академическая одаренность).

Виды одаренности:

Общая интеллектуальная и академическая одаренность

Главным является то, что дети с одаренностью этого типа быстро овладевают основополагающими понятиями, легко запоминают и сохраняют информацию. Высоко развитые способности переработки информации позволяют им преуспевать во многих областях знаний. Несколько иной характер имеет академическая одаренность, которая проявляется в успешности обучения отдельным учебным предметам и является более частой и избирательной. Эти дети могут показать высокие результаты по легкости и быстроте продвижения в математике или иностранном языке, физике или биологии и иногда иметь неважную успеваемость по другим предметам, которые воспринимаются ими не так легко. Выраженная избирательность устремлений в относительно узкой области создает свои проблемы в школе и в семье. Родители и учителя иногда недовольны тем, что ребенок не учится одинаково хорошо по всем предметам, отказываются признавать его одаренность и не пробуют найти возможности для поддержки и развития специального дарования.

Творческая одаренность

Прежде всего, продолжаются споры о самой необходимости выделения этого вида одаренности. Суть разногласий состоит в следующем. Одни специалисты полагают, что творчество, креативность является неотъемлемым элементом всех видов одаренности, которые не могут быть представлены отдельно от творческого компонента. Так, А.М. Матюшкин настаивает на том, что есть лишь один вид одаренности — творческая: если нет творчества, бессмысленно говорить об одаренности. Другие исследователи отстаивают правомерность существования творческой одаренности как отдельного, самостоятельного вида. Одна из точек зрения такова, что одаренность порождается или способностью продуцировать, выдвигать новые идеи, изобретать или же способностью блестяще исполнять, использовать то, что уже создано.

Художественная одаренность

Этот вид одаренности поддерживается и развивается в специальных школах, кружках, студиях. Он подразумевает высокие достижения в области художественного творчества и исполнительского мастерства в музыке, живописи, скульптуре, актерские способности. Одна из серьезных проблем состоит в том, чтобы в общеобразовательной школе признавались и уважались эти способности. Эти дети уделяют много времени, энергии упражнениям, достижению мастерства в своей области. У них остается мало возможностей для успешной учебы, они часто нуждаются в индивидуальных программах по школьным предметам, в понимании со стороны учителей и сверстников.

Социальная одаренность.

Определение социальной одаренности гласит, что это исключительная способность устанавливать зрелые, конструктивные взаимоотношения с другими людьми. Выделяют такие структурные элементы социальной одаренности как социальная перцепция, просоциальное поведение, нравственные суждения, организаторские умения и т.д. Социальная одаренность выступает как предпосылка высокой успешности в нескольких областях. Она предполагает способности понимать, любить, сопереживать, ладить с другими, что позволяет быть хорошим педагогом, психологом, социальным работником. Таим образом, понятие социальной одаренности охватывает широкую область проявлений, связанных с легкостью установлений и высоким качеством межличностных отношений. Эти особенности позволяют быть лидером, то есть проявлять лидерскую одаренность, которую можно рассматривать как одно из проявлений социальной одаренности.

Принципы работы с одаренными детьми

1.Каждый ребенок уникален и нуждается в педагогической поддержке, развитии способностей.

2.  Успешность работы по развитию одаренности зависит от уровня координации деятельности учителя, классного руководителя, психолога, родителей, интеграции усилий для самореализации ребенка.

  1. Развитие творческих способностей учащихся зависит от общения с творческими, талантливыми взрослыми, расширение сферы деятельности с которыми - задача педагогического коллектива.
  2. Для реализации программы необходимо обучение педагогов работе с одаренными детьми, знакомство с программами для одаренных детей, с новыми методиками продуктивного обучения.
  3. Обучать и воспитывать одаренных детей не менее сложно, чем слабоуспевающих, необходимо знать психолого-социальные, личностные, поведенческие характеристики этой группы детей, видеть проблемы учащихся, помогать их преодолевать.
  4. Комплексный характер оценивания разных сторон поведения и деятельности ребенка, что позволит использовать различные источники информации и охватить как можно более широкий спектр его способностей.
  5. Длительность идентификации (развернутое во времени наблюдение за поведением данного ребенка в разных ситуациях).
  6. Анализ его поведения в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам (включение ребенка в специально организованные предметно-игровые занятия, вовлечение его в различные формы соответствующей предметной деятельности и т.д.).
  7. Использование тренинговых методов, в рамках которых можно организовывать определенные развивающие влияния, снимать типичные для данного ребенка психологические «преграды» и т.п.
  8. Подключение к оценке одаренного ребенка экспертов, специалистов высшей квалификации в соответствующей предметной области деятельности (математиков, филологов, и т. д.) При этом следует иметь в виду возможный консерватизм мнения эксперта, особенно при оценке продуктов подросткового и юношеского творчества.
  9. Оценка признаков одаренности ребенка не только по отношению к актуальному уровню его психического развития, но и с учетом зоны ближайшего развития (в частности, на основе организации определенной образовательной среды с выстраиванием для данного ребенка индивидуальной траектории обучения).

Стратегии работы с одаренными детьми

Успешность работы с одаренными детьми в лицеи во многом зависит от того, какая работа проводится с этой категорией учащихся в начальной школе - в лицее. Поэтому рассматривается как самостоятельный вопрос о стратегии работы с данной категорией детей на этапе начальных классов. Отличным критерием одаренности ребенка при наличии у него высокой восприимчивости к учению и творческих проявлений является выраженная доминирующая познавательная потребность, которая отличается активностью, потребностью в самом процессе умственной деятельности и удовольствия от умственного труда.

Познавательная потребность является одной из базовых потребностей, удовлетворение которой обеспечивает формирование и самосуществование личности, развитие ее способностей из природных задатков. При благоприятном варианте развития познавательная потребность проходит три уровня:

1-й уровень: потребность в новых впечатлениях (дошкольное детство);

2-й уровень:развитие любознательности, выраженной в интересе к определенным знаниям, изучению конкретного предмета (младший школьный возраст, младшие подростки);

3-й высший уровень: целенаправленная познавательная деятельность, направленная на проведение научного исследования, профессиональное определение (наблюдается у старшеклассников).

Основные направления работы:

Перед педагогами школы стоит задача создания оптимальных условий для развития и обучения детей с разносторонними способностями.

В рамках программы предусматривается реализация следующих направлений работы:

Диагностическое направление- включает в себя проведение диагностики одаренных детей, создание банка данных «Одаренные дети».

Развивающее направление- формирует умения: выслушать товарища, подыскивать убедительные доводы в подтверждение своей точки зрения, проявлять терпимость к разным точкам зрения, аргументировано высказывать свое мнение.

Координационное направление - обеспечивает нормативно-правовую базу, контроль и анализ деятельности.

Информационное направлениепривлекает внимание педагогической общественности к проблемам одаренных детей, создает банк образовательных программ и методических материалов для работы с одаренными детьми.

Кадровое направление- предусматривает повышение квалификации педагогов и оказание им информационной и методической помощи, создание условий для отработки и применения новых педагогических технологий.

Методики выявления одаренных детей

(Д.Б. Богоявленская):

 

Показатели интеллектуальной одаренности старшеклассников:

  • сформированность любознательности;
  • проявление высокоинтенсивной познавательной деятельности;
  • богатое воображение;
  • способность к целеполаганию и связанному с этим проектному мышлению;
  • быстрота, точность выполнения логических действий (анализ, синтез, доказательство, обобщение и т.д.);
  • устойчивость и контролируемость внимания;
  • богатство активного словаря, быстрота и оригинальность вербальных ассоциаций;
  • вкус к новизне и установка на выполнение творческих заданий;
  • «умение держать удар» - способность отстаивать свои идеи;
  • результативность деятельности.
    • он разрабатывает гибкие, индивидуализированные программы;
    • создает теплую, эмоционально безопасную атмосферу в классе;
    • предоставляет учащимся обратную связь;
    • использует различные стратегии обучения;
    • уважает личность;
    • способствует формированию положительной самооценки ученика;
    • уважает его ценности;
    • поощряет творчество и работу воображения;
    • стимулирует развитие умственных процессов высшего уровня;
    • проявляет уважение и индивидуальность ученика.

Модель одаренного ребенка

SHAPE \* MERGEFORMAT

 

Одаренный ребёнок

Личность, здоровая физически, духовно - нравственно и социально

Личность, способная самостоятельно находить выход из проблемной ситуации, осуществить поисковую деятельность, проводить исследования, рефлексию деятельности

Личность, способная реализовать в жизни «Я — концепцию», способная к саморазвитию

Личность, обладающая разносторонним интеллектом,
компенсаторными способностями, высоким уровнем культуры

Личность, готовая к осознанному выбору и освоению профессиональных образовательных программ отдельных областей знаний с учетом склонностей, сложившихся интересов и индивидуальных возможностей

Подготовка педагога

к взаимодействию с одаренными детьми

Одаренные дети нуждаются в индивидуализированных программах обучения. Педагоги, работающие с такими детьми, должны проходить специальную подготовку. Именно дети с высоким интеллектом больше всего нуждаются в “своем” учителе. Личность учителя является ведущим фактором любого обучения. Не является исключением и ситуация с учителем для одаренных детей. Наиболее существенным факторам успешности работы учителя является глобальная личностная характеристика — система взглядов и убеждений, в которой большую значимость имеют представления о самом себе, других людях, а также о целях и задачах своей работы. Именно эти составляющие постоянно проявляются в межличностном общении.

По мнению некоторых исследователей, поведение учителя для одаренных детей в классе, в процессе обучения и построения своей деятельности должно отвечать следующим характеристикам:

Успешный учитель для одаренных — прежде всего прекрасный учитель–предметник, глубоко знающий и любящий свой предмет. В дополнение к этому он должен обладать такими качествами, которые существенны в общении с любым одаренным школьником.

Принципы специализации индивидуальных учебных программ, применительно к одаренным детям разного возраста

  1. Содержание индивидуальной учебной программы должно предусматривать длительное, углубленное изучение наиболее важных проблем, идей и тем, которые интегрируют знания структурами мышления.
  2. Индивидуальная учебная программа для одаренных детей должна предусматривать развитие продуктивного мышления, а также навыков его практического применения, что позволяет учащимся переосмысливать имеющиеся знания и генерировать новые.
  3. Индивидуальная учебная программа для одаренных детей должна давать им возможность приобщаться к постоянно меняющемуся, развивающемуся знанию и к новой информации, прививать им стремление к приобретению знаний.
  4. Индивидуальная учебная программа должна предусматривать наличие и свободное использование соответствующих источников.
  5. Индивидуальная учебная программа должна поощрять их инициативу и самостоятельность в учебе и развитии.
  6. Индивидуальная учебная программа должна способствовать развитию их сознания и самосознания, пониманию связей с другими людьми, природой, культурой и т.д.
  7. Индивидуальная учебная программа должна оцениваться в соответствии с ранее обозначенными принципами. При этом особое внимание уделяется сложным мыслительным процессам детей, их способностям к творчеству и исполнительскому мастерству.
    1. Цель, задачи программы
    2. Актуальность программы.
    3. Научное обоснование программы.
    4. Направленность и уровень программы.
    5. Рекомендации для пользования.
    6. Продолжительность программы, количество занятий в неделю.
    7. Условия реализации.
    8. Тематический план занятий, методы.
    9. Склонен к логическим рассуждениям, способен оперировать абстрактными понятиями.
    10. Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные оригинальные решения.
    11. Учиться новым знаниям очень быстро, все «схватывает на лету».
    12. В рисунках нет однообразия. Оригинален в выборе сюжетов. Обычно изображает много разных предметов, людей, ситуаций.
    13. Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям.
    14. Любит сочинять рассказы или стихи.
    15. Легко входит в роль какого-либо персонажа: человека, животного или других.
    16. Интересуется механизмами и машинами.
    17. Инициативен в общении со сверстниками.
    18. Энергичен, производит впечатление ребенка, нуждающегося в большом объеме движений.
    19. Проявляет большой интерес и исключительные способности к классификации.
    20. Не боится новых попыток, всегда стремиться проверить новую идею.
    21. Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специального заучивания, не тратит много времени на то, чтобы запомнить.
    22. Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красивую (художественно выполненную) вещь.
    23. Чутко реагирует на характер и настроение музыки.
    24. Может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта.
    25. Интересуется актерской игрой.
    26. Может чинить легко испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек.
    27. Сохраняете уверенность в окружении большого количества незнакомых людей.
    28. Любит участвовать в спортивных играх и соревнованиях.
    29. Умеет хорошо излагать свои мысли, имеет большой словарный запас.
    30. Изобретателен в выборе и использовании различных предметов (например, использует в играх не только игрушки, но и мебель, предметы быта и др. вещи).
    31. Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники обычно не заноют.
    32. Способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и т.д.
    33. Хорошо поет.
    34. Рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль.
    35. Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека.
    36. Любит разбираться в причинах неисправности механизмов, любит загадочные поломки и вопросы на «поиск».
    37. Легко общается с детьми и взрослыми.
    38. Часто выигрывает в разных спортивных играх у сверстников.
    39. Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием.
    40. Способен увлечься, уйти «с головой» в интересующее его занятие.
    41. Обгоняет своих сверстников по учебе на год или на два, то есть реально должен был бы учится в более старшем классе, чем учиться сейчас.
    42. Любит использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушек, коллажей, рисунков, в строительстве детских домов на игровой площадке.
    43. В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии, чувств.
    44. Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.
    45. Разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт.
    46. Любит рисовать чертежи и схемы механизмов.
    47. Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения. Хорошо понимает недосказанное.
    48. Бегает быстрее всех в классе.
    49. Любит решать трудные задачи, требующие умственного усилия.
    50. Способен по разному подойти к одной и той же проблеме.
    51. Проявляет ярко выраженную, разностороннюю любознательность.
    52. Охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшения для дома, одежды и т.д.), в свободное время, без побуждения взрослых.
    53. Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, гида можно слушать музыку.
    54. Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния главных героев, их переживания, чувства.
    55. Склонен передавать чувства через мимику, жесты, движения.
    56. Читает (любит, когда ему читают) журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов.
    57. Часто руководит играми и занятиями других детей.
    58. Движется легко, грациозно. Имеет хорошую координацию движений.
    59. Наблюдателен, любит анализировать события и явления.
    60. Способен не только предлагать, но и разрабатывать собственные и чужие идеи.
    61. Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год или два.
    62. Обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроения.
    63. Хорошо играет на каком-нибудь инструменте.
    64. Умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания события (что обычно не умеют делать его сверстники) , и в то же время не упускает основной линии событий, о которых рассказывает.
    65. Стремиться вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем- то с увлечением рассказывает.
    66. Любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается об этом.
    67. Склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста.
    68. Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.
    69. Способен долго удерживать в памяти символы, буквы, слова.
    70. Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не любит уже испытанные варианты.
    71. Умеет делать выводы и обобщения.
    72. Любит создавать объемные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой и клеем.
    73. В пении и музыке стремится выразить вои чувства и настроение.
    74. Склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем.
    75. С большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные состояния.
    76. Проводит много времени над конструированием и воплощением собственных проектов (модели летательных аппаратов, автомобили, корабли)
    77. Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям.
    78. Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх.
    79. Имеет широкий круг интересов, задает много вопросов о происхождении и функциях предметов.
    80. Продуктивен, чем бы не занимался, способен предложить большое количество самых разнообразных идей и решений.
    81. В свободное время любит читать научно-популярные издания (детские энциклопедии и справочники), делает это с большим интересом, чем читает художественные книги (сказки, детективы и т.д.)
    82. Может высказывать свою собственную оценку произведениям искусства, пытается воспроизвести то, что ему понравилось, в своем собственном рисунке или созданной игрушке, скульптуре.
    83. Сочиняет собственные оригинальные мелодии.
    84. Умеет в рассказе изобразить своих героев очень живыми, передает их характер, чувства, настроения.
    85. Любит игры- драматизации.
    86. Быстро и легко осваивает компьютер.
    87. Обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим.
    88. Физически выносливее сверстников.
    89. 1.Интеллектуальная;
    90. 2.Творческая;
    91. 3.Академическая;
    92. 4.Художественно-изобразительная;
    93. 5.Музыкальная;
    94. 6.Литературная;
    95. 7.Артистическая;
    96. 8.Техническая;
    97. 9.Лидерская;
    98. 10.Спортивная.
      1. Богоявленская Д.Б. Основные современные концепции творчества и одаренности. – М., Молодая гвардия, 1997.
      2. Грязева В.Г., Петровский В.А. Одаренные дети: экология творчества. – М., ИПИ РАО, 1993.
      3. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников. – М. 2000
      4. Лосева А.А. Работа практического психолога с одаренными детьми подросткового возраста. // Журнал практического психолога. №3, 1998
      5. Педагогические системы «Одаренные дети». Из опыта работы образовательных учреждений Москвы. М. 2000.
      6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1999
      7. Савенков А.И. Одаренный ребенок в школе и дома. Потенциал личности и программа развития. Екатеринбург. У-Фактория, 2004
      8. Хуторской А.В. развитие одаренности школьников. Методика продуктивного обучения. Пособие для учителя. -М.: Владос,2000
      9. Шумакова Н.Б. Междисциплинарный подход к обучению одаренных детей. // Вопросы психологии. №3, 1996

Структура индивидуальной программы

Додаток 1

ІНДИВІУАЛЬНІ ПРОГРАМИ

З НАВЧАЛЬНИХ ПРЕДМЕТІВ

Індивідуальна програма з історії України

8-й клас

КАЛЕНАРНО-ТЕМАТИЧНИЙ ПЛАН

Тема. Українські землі під владою Речі Посполитої. Наростання національно-визвольної боротьби українського народу

Термін

Зміст та форми роботи

Люблінська унія. Початок польського володарювання на українських землях.

1–10.09

Самостійна робота, вивчення додаткової літератури.Оволодіння картою.

Виникнення українського козацтва та Запорізької Січі

11–15.09

Екскурсія до о.Хортиця. Робота в музеї. Складання збірника малюнків та репродукцій картин про козаків.

Повстання 90-х років ХVІ ст.

Українське козацтво в першій чверті ХVІІ ст. Гетьман П.Конашевич-Сагайдачний. Повстання 20 – 30-х років ХVІІ ст.

20–30.09

Робота над складанням історичних портретів. Самостійна робота над складанням історичних портретів. Самостійна робота над історичними документами. Робота над картою.

   

Складання вікторини до даної теми. Підготовка до участі у всеукраїнському конкурсі „Об”єднаємося, брати!”

Тема. Національно-культурний рух в Україні в другій половині ХVІ – першій половині ХVІІ ст.

   

Церковне життя в другій половині ХVІ – першій половині ХVІІ ст.

1–11.10

Самостійна робота. Зустріч із служителем православної церкви.

Культура України

12–20.10

Добір літератури, художніх альбомів, наукових збірників

Нш край в другій половині ХVІ – першій половині ХVІІ ст.

21–31.10

Екскурсія до музею. Вивчення літератури, документів

Тема. Національно-визвольна війна українського народу в середені ХVІІ ст.

 

Виступ у класі на семінарі.

Розгортання національно-визвольної війни. Утворення Гетьманщини. Українсько-російський договір 1654 року.

1–25.11

Самостійна робота. Оволодіння картою. Розв”язання хронологіних задач. Вивчення документів. Складання історичного портрета.

   

Написання наукового міні-проекту: „Історичний портрет Б.Хмельницького”

Тема. Українські землі в другій половині ХVІІ ст. Поділ Гетьманщини

   

Україна при гетьмані І. Виготському. Порушення територіальної цілісності. Правобережна та Лівобережна Україна в 60-80-ті рр. ХVІІ ст. Запорізька Січ у другій половині ХVІІ ст. Господарське життя та політичний устрій.

29.11–20.12

Самостійна робота. Оволодіння картою. Формування історичних понять. Читання художньої та наукової літератури

   

Виступ на уроці-суі „Гетьман Мазепа” в ролі судді

Тема. Українські землі наприкінці ХVІІ ст.

25.12. –25.01

 

Україна в подіях Північної війни.Гетьман Пилип Орлик та його Конституція. Україна при останніх гетьманах.

 

Самостійна робота над збірниками наукових статей та документами. Створення синхронної таблиці до теми.

Тема. Розвиток культури України в другій половині ХVІІ – першій половині ХVІІІ ст.

   

Культура України. Наш край у другій половині ХVІІ – першій половині ХVІІІ ст.

1 – 25.02

Самостійне складання збірника матеріалов до теми з метою використання його на уроках історії.

Консультації вчителя: раз на тиждень.

Індивідуальна програма з української мови

Мета: розвивати творчі здібності учнів, сприяти розвитки устного та писемного мовлення; поглиблювати знання з теми „Іменник”, „Прикметник”, „Займенник”, розвивати вміння перекладів текстів; розвивати вміння використовувати зображувально-виражальні засоби в усному та писемному мовленні.

КАЛЕНАРНО-ТЕМАТИЧНИЙ ПЛАН

 

Лексичне значення слів (синоніми,   омоніми, пароніми, антоніми)

6 годин

(жовтень)

Практичні тренувальні вправи

 

Відмінювання іменників ІІ відміни та відмінкові закінчення іменників у Р.в.

2 години

(жовтень)

Практична робота

 

Правопис іменників ІІІ відміни. Відмінкові закінчення в О.в.

4 години

(листопад)

Самостійна робота

 

Велика буква і лапки у власних назвах

4 години

(листопад)

Практична робота

 

Кличний відмінок в українській мові

2 години

(грудень)

Самостійна робота

 

Фразеологізми в українській мові. Доцільне використання їх у мові.

2 години

(грудень)

Практична робота

 

Зображувально-виражальні засоби мови та їх використання.

4 години

(грудень)

Практично

 

Ступені порівнення прикметників. Утворення вищого та найвищого ступенів.

2 години

(січень)

Практично

 

Вправи щодо написання творів-мініатюр, творів за даним початком, творчі роздуми, наслідування автора

4 години

(січень)

Практична робота

 

Переклад тексів різних стилів. Прийменникові конструкції.

2 години

(січень)

Самостійна робота з консультацією

 

Відмінювання числівників; написання кількісних та порядкових числівників

4 години

(лютий)

Практична робота з консультацією

 

Праильне вживання числівників та позначення дат, часу. Роздільне написання складних числівників, написання разом порядкових числівників із закінченням -сотий,

-тисячний, -мільйонний

2 годин

(березень)

Практично

 

Займенник.Написання пийменників із айменниками кремо. Н. в особових займенниках 3-ї особи після прийменників.

4 годин

(березень)

Практично

 

Займенники у ввічливому значенні. Морфологічний розбір займенників.

4 годин

(квітень)

Практично

 

Основні вимоги щодо написання листа, замітки до стіннівки

4 годин

(травень)

Практична робота

 

Особисті твори

8 годин

(травень)

Самостійна робота

Додаток 2

МЕТОДИКА «КАРТА ОДАРЕННОСТИ» (А.И. САВЕНКОВ)

(для учителей и родителей)

Инструкция: «Перед вами 80 вопросов, систематизированных по десяти относительно самостоятельным областям поведения и деятельности ребенка. Внимательно изучите их и дайте оценку вашему ребенку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:

(++) – если оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто;

(+) – свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно;

(0) – оцениваемое и противоположенное свойство личности выражены не четко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;

(-) – более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположенное оцениваемому.

Если вы затрудняетесь дать оценку какому-то качеству, потому что у вас нет для этого сведений, оставьте соответствующую вопросу клетку в бланке ответов пустой.

Лист вопросов:

 

   Обработка результатов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

61

62

63

64

65

66

67

68

69

70

71

72

73

74

75

76

77

78

79

80

                   

Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Результаты подсчетов напишите внизу, под каждым столбцом. Полученные баллы характеризуют вашу оценку степени развития у ребенка следующих видов одаренности:


Список литературы