ПОЛОЖЕНИЕ об осуществлении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся Запорожского лицея «Логос»

  1. Общие положения
  2. Положение «Об осуществлении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся «Запорожского лицея «Логос» Запорожского городского совета Запорожской области»(далее – Положение)  разработано на основании законодательства Украины в области образования, Уставом лицея.

12 Положение определяет  цели и задачи текущего контроля успеваемости и  промежуточной аттестации учащихся лицея, устанавливает форму, периодичность и порядок их проведення, определяет права, обязанности и ответственность участников образовательного процесса, должностных лиц лицея при осуществлении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся.

  1. Действие настоящего положения распространяется на всех учащихся лицея, осваивающих основные образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, родителей (законных представителей) учащихся и педагогических работников, участвующих в реализации указанных образовательных программ.
  2. Аттестация  - это процедура установления по результатам проверки (проверок) соответствия уровня сформированности предметных и межпредметных  умений у учащихся лицея требованиям государственных образовательных стандартов в процессе и или по окончанию освоения образовательных программ по предметам учебного плана.
  3. В лицее осуществляется
  • входной (стартовый) контроль уровня освоения образовательных программ по предметам учебного плана:
  • текущий контроль успеваемости учащихся:
  • промежуточная аттестация учащихся.

1.6. Основные принципы аттестации учащихся лицея - объективность, открытость (прозрачность), эффективность

3. Входной (стартовый) контроль уровня освоения образовательных программ по предметам учебного плана.

3.1.Входной  (стартовый) контроль - это определение уровня освоения учащимися образова­тельных программ по предметам учебного плана за предшествующий учебный год. Опреде­ление в рамках входного контроля уровня сформированности предметных результатов уча­щихся позволяет учителю оптимально организовать процесс повторения и определить эф­фекты от обучения за прошлый учебный год.

3.2. Количество и перечень предметов, которые выносятся на стартовый контроль, определяется  педагогическим советом лицея.

  1. Входной        (стартовый) контроль осуществляется в течение первой - второй недель учебного года в сроки, определённые учителями-предметниками на основе утвержденной директором лицея рабочей программы по учебному предмету.
  2. При     организации и проведении входного контроля учителем-предметником используются контрольно-измерительные материалы для проведения итоговой контрольной работы по предмету в конце предыдущего учебного года.

3.5.Отметки, полученные учащимися по итогам выполнения входной (стартовой) работы, доводятся учителями-предметниками до сведения учащихся.

3.6. На основании анализа результатов входного (стартового) контроля  учителя-предметники выявляют проблемы качества освоения образователь­ной программы по предмету; намечают пути их устранения в рамках повторения и система­тизации изученного учебного материала.

3.7 Руководители     предметных кафедр обобщают результаты входного (стартового) контроля по предметам в соответствии с направлением деятельности, предоставляют по итогам кон­троля справку заместителю директора по учебно-воспитательной работе.

3.8.3аместители директора по учебно-воспитательной работе осуществляют в течение учеб­ного года контроль содержания и качества  индивидуальной работы учителей-предметников с учащимися, у которых выявлены проблемы по результатам   входного контроля.

4. Текущий    контроль успеваемости учащихся лицея.

  1. Текущий контроль успеваемости учащихся лицея (далее — текущий контроль) осущест­вляется в целях:
  • оценки индивидуальных образовательных достижений учащихся и динамики их изменений в течение учебного года;
  • выявления индивидуально значимых и иных факторов (обстоятельств), способствующих или препятствующих достижению учащимися планируемых образовательных результатов осво­ения соответствующей образовательной программы;
  • изучения и оценки эффективности технологий, используемых педагогами в образовательном процессе;
  • принятия организационно-педагогических и иных решений по совершенствованию образо­вательного процесса в лицее.
  1. Предметом     текущего контроля является способность учащихся решать учеб­но-познавательные и учебно-практические задачи с использованием средств, адекватных со­держанию соответствующих учебных предметов, в том числе и на основе межпредметных  действий. Под средствами, адекватными содержанию учебного предмета, по­нимаются:
  • система предметных знаний, включающая ключевые теории, идеи, понятия, факты, методы, усвоение которых принципиально необходимо для успешного обучения, и знания, допол­няющие, расширяющие или углубляющие опорные знания, а также служащие пропедевтикой для последующего изучения других учебных предметов;
  • действия с предметным содержанием (предметные действия), предполагающие использова­ние адекватных знаково-символических средств; моделирование; сравнение, группировку и классификацию объектов; анализ, синтез и обобщение учебного материала; установление связей (в том числе причинно-следственных) и аналогий; поиск, преобразование, пред­ставление и интерпретацию информации.
  1. Текущий контроль учащихся,  временно находящихся на лечении  в санаторных    школах, медицинских  организациях, реабилитационных общеобразовательных   учреждениях, осуществляется в этих учреждениях, полученные результаты       учитываются при промежуточной аттестации.
  1. Текущий  контроль осуществляется в следующих формах:
  • поурочное оценивание результатов освоения учащимися образовательных программ по предметам учебного плана;
  • проведение контрольных работ с выставлением учащимся индивидуальных текущих отметок успеваемости по результатам выполнения данных работ;
  • проведение зачётов, проверяющих владение базовыми теоретическими знаниями по учебным предметам;
  • выставление тематических отметок (по итогам изучения темы)
  1. Текущий        контроль успеваемости учащихся 1-х классов осуществляется посредством проверки полноты и качества, выполненных ими работ и завершается формулировкой необ­ходимых индивидуальных рекомендаций учащимся и (или) их родителям (законным пред­ставителям) по достижению планируемых образовательных результатов  в соответствии с  основной образовательной программой начального общего образования.
    1. Поурочное  оценивание результатов освоения учащимися образовательных программ по предметам учебного плана.
      1. Поурочное    оценивание - это неотъемлемая часть учебного процесса и важный струк­турный элемент урока, выполняющий диагностическую и коррекционную функцию.
      2. Цели   поурочного оценивания - получение непрерывной информации о ходе и качестве образовательного процесса по предмету; определение полноты и прочности образовательных результатов учащихся; оперативное внесение изменений в учебный процесс в целях повы­шения его качества; мотивация учебной деятельности учащихся.
      3. Поурочному  оцениванию результатов образовательной деятельности подвергаются все учащиеся 2-11-х классов не реже одного раза в три урока. Поурочная оценка (поурочное оценивание) результатов образовательной деятельности учащихся 1-х классов осуществля­ется в качественной форме не реже одного раза в два урока.
      4. Формы поурочного оценивания результатов образовательной деятельности определя­ются учителем-предметником в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся, содержанием учебного материала и образовательными технологиями, применяемыми в ра­боте с классным коллективом.
      5. Поурочное  оценивание результатов образовательной деятельности учащихся осуществляется в соответствии с критериями оценивания учебных достижений учащихся.
      6. Результаты    поурочного оценивания образовательной деятельности учащихся отража­ются учителями-предметниками в классном и электронном журналах, ученических дневни­ках непосредственно в день осуществления контроля.
      7. Проведение контрольных работ.
        1. Проведение контрольных работ по предметам учебного плана предусмотрено во 2-11-х классах по всем предметам учебного плана.
        2. В         зависимости от особенностей предмета проверки (оценки), предполагаемого способа выполнения работы и представления ее результатов рабочие программы учебных предметов могут предусматривать устные, письменные и практические контрольные работы.
        3. К устным контрольным работам относятся: выступления с докладами (сообщениями) по определенной учителем или самостоятельно выбранной теме; выразительное чтение (в том числе наизусть) или пересказ текстов; произнесение самостоятельно сочиненных речей, ре­шение математических и иных задач в уме; комментирование (анализ) ситуаций; разыгры­вание сцен (диалогов) с другими участниками образовательного процесса; исполнение во­кальных произведений; другие контрольные работы, выполняемые устно.
        4. К         письменным контрольным работам относятся: диктанты; изложение художественных и иных текстов; подготовка рецензий (отзывов, аннотаций); конспектирование (реферирова­ние) научных текстов; сочинение собственных литературных произведений, решение математических и иных задач с записью решения, создание и редактирование электронных доку­ментов (материалов); создание графических схем (диаграмм, таблиц и т.д.); изготовление чертежей; производство вычислений, расчетов (в том числе с использованием компьютерной техники); создание (формирование) электронных баз данных; выполнение стандартизированных тестов (в том числе компьютерных); другие контрольные работы, ре­зультаты которых представляются в письменном (наглядном) виде.
        5. К практическим контрольным работам относятся: проведение научных наблюдений; постановка лабораторных опытов (экспериментов); изготовление макетов (действующих моделей и т.д.); выполнение контрольных упражнений и нормативов по физической культуре (виду спорта); выполнение учебно-исследовательской работы с подготовкой письменного отчета (реферата) о ходе и результатах этой работы;
        6. Количество, перечень, объём, содержание контрольных работ, проводимых в течение учебного года, определяются учителями-предметниками с учетом планируемых об­разовательных (предметных и метапредметных) результатов освоения соответствующей об­разовательной программы и фиксируются в календарных планах предмету, утвержденных приказом директора лицея.
        7. Содержание и порядок проведения контрольных работ, включая порядок проверки и оценки результатов их выполнения, разрабатываются учителем с учетом следующих требо­ваний:
  • содержание контрольной работы должно соответствовать определенным формируемым предметным и метапредметных результатам, предусмотренным рабочей программой учеб­ного предмета;
  • время, отводимое на выполнение устных контрольных работ, не должно превышать семи минут для каждого учащегося; письменных контрольных работ в начальных классах — од­ногоучебного часа; в 5-11-х классах — двух учебных часов;
  • в случаях, когда допускается выполнение контрольной работы не только в индивидуальном порядке, но и совместно в малых группах (до 7 человек), порядок оценки результатов вы­полнения работы должен предусматривать выставление индивидуальной отметки успевае­мости каждому учащемуся независимо от числа выполнявших одну работу.
  1. Сроки проведения контрольной работы, а также перечень предметных и метапредметных результатов, достижение которых необходимо для успешного выполнения данной ра­боты, требования к выполнению и (или) оформлению результатов (критерии, используемые при выставлении текущей отметки успеваемости) доводятся учителем до сведения учащихся не позднее, чем за два рабочих дня до намеченной даты проведения работы.
  2. Выполнение контрольных работ, предусмотренных рабочими программами учебных предметов, является обязательным для всех учащихся.
  3. Учащиеся, получившие по итогам контрольных работ неудовлетворительные отметки, обязаны скорректировать неудовлетворительные образовательные результаты в течение 6 рабочих дней после выставления отметки.
  4. Результаты    контрольных работ учащихся отража­ются учителями-предметниками в классном и электронном журналах, ученических дневни­ках не позднее, чем через 5 рабочих дней со дня написания работы.
  5. Учащиеся,     не выполнившие контрольную работу в связи с временным освобождением от посещения учебных занятий в лицея и (или) от выполнения отдельных видов работ (по болезни, по заявлению родителей, законных представителей), а равно самовольно пропу­стившие контрольную работу, обязаны выполнить пропущенные контрольные работы в те­чение 3 рабочих дней по истечении срока освобождения от учебных занятий или по выходу на занятия.
  6. Конкретные сроки выполнения контрольных работ, ранее пропущенных учащимися, устанавливаются учителем по согласованию с учащимся и с учетом пожеланий их родителей (законных представителей).
  7. В случае повторной неявки для выполнения контрольной работы без уважительных причин учащемуся выставляется за эту работу отметка «не­удовлетворительно».
  8. В течение учебного дня для одних и тех же учащихся 2-11-х классов может быть про­ведено не более одной контрольной работы; в течение учебной недели для учащихся 2-4-х классов - не более трех контрольных работ; для учащихся 5-8-х классов - не более четырех контрольных работ; для учащихся 9-11-х классов - не более пяти контрольных работ.
  9. Для обеспечения открытости деятельности лицея и своевременного информирования учащихся и их родителей (законных представителей) о содержании, формах и сроках про­ведения контрольных работ заместители директора по учебно-воспитательной работе со­ставляют график контрольных работ по предметам учебного плана и размещают его на ин­тернет-сайте лицея. (
  10. Индивидуальные отметки успеваемости, выставленные учащимся по результатам выполнения контрольных работ, отражаются учителями - предметниками в классном и электронном журналах, дневниках учащихся.
  11. Каждый учитель-предметник систематически осуществляет мониторинг тематиче­ского контроля по учебному предмету, где отражает не только результаты контрольных работ по своему предмету, но и итоги индивидуальной работы с учащимися по коррекции неудовлетворительных образовательных результатов или ликви­дации ими текущей академической задолженности.
  12. В интересах оперативного управления процессом обучения, помимо контрольных ра­бот, учителя вправе проводить иные работы (проверочные, самостоятельные) с целью выяв­ления индивидуальных образовательных достижений учащихся, как в отношении всего уче­нического коллектива, так и в отношении отдельных учащихся. Количество, сроки и порядок проведения проверочных работ устанавливаются учителями-предметниками самостоятельно.
  13. Учащиеся, не выполнившие в течение учебного периода контрольные работы, преду­смотренные рабочей программой по соответствующему учебному предмету, не могут быть ат­тестованы по результатам обучения в данном семестре (учебном году) Таким учащимся предоставляется возможность выполнить пропущенные контрольные работы в течение сле­дующих учебных периодов, но не позднее окончания учебного года. Конкретные сроки выполнения пропущенных контрольных работ определяются учителями-предметниками по согласованию с администрацией лицея, родителями (законными представителями) учащихся.
  14. Промежуточная аттестация учащихся.

5.1.Промежуточная   аттестация учащихся - это совокупность мероприятий, позволяющих установить соответствие индивидуальных образовательных достижений учащихся планируемым результатам освоения основной образовательной программы начального об­щего, основного общего или среднего общего образования.

  1. Промежуточная        аттестация учащихся 1-х классов осуществляется один раз в конце учебного года в форме итоговой комплексной работы (не ранее 25 апреля)
  2. Результаты    итоговых работ учащихся 1-х классов  не оцениваются в баллах.
  3. Итоговые      комплексные работы учащихся 1-х классов проводятся не ранее 25 апреля учебного года учителями, непосредственно преподающими соответствующие учебные предметы в данных классах, с обязательным участием представителя администрации обра­зовательной организации либо иного должностного лица из числа квалифицированных спе­циалистов, осуществляющих сопровождение образовательного  процесса (учитель-логопед, педагог-психолог, социальный педагог). Конкретные сроки и места проведения итоговых комплексных работ устанавливаются учителями по согласованию с заместителем директора по учебно-воспитательной работе.
  4. Установленные        сроки и места проведения итоговых комплексных работ, а также пере­чень предметных и метапредметных результатов, достижение которых необходимо для успешного выполнения указанных работ, требования к выполнению и (или) оформлению результатов их выполнения (критерии, используемые при выставлении отметок) доводятся учителями до сведения учащихся и родителей (законных представителей) обучающихся не позднее, чем за две недели до проведения работ.
  5. Проверка       итоговой комплексной работы учащихся 1-х классов осуществляется учителем-предметником при участии эксперта из числа квалифицированных специалистов в соот­ветствующей предметной области.
  6. Результаты    итоговой комплексной работы обучающихся 1-х классов доводятся до све­дения учащихся, их родителей (законных представителей) в письменной форме и содержат необходимые индивидуальные рекомендации учащимся и (или) их родителям (законным представителям) по достижению планируемых образовательных результатов согласно ос­новной образовательной программе начального общего образования.
  7. Промежуточная аттестация в переводных классах
  8. К промежуточной аттестации допускаются все учащиеся переводных классов.
  9. От сдачи промежуточной аттестации освобождаются:
  • учащиеся по состоянию здоровья по заключению медицинской службы;
  • призеры ІІІ и IVэтапов Всеукраинских предметных олимпиад и конкурса МАН
  1. Промежуточная аттестация учащихся в лицее состоит из следующих видов аттестационных испытаний:
  • письменных контрольных работ учащихся 2-3 классов по  украинскому (русскому) языку и математике;
  • тестирования по предметам профильного уровня в 5-8, 10 классах.
  • устный или письменный экзамен по билетам.
  • комплексная контрольная работа;
  • итоговая контрольная работа;
  • итоговый опрос;
  • собеседование;
  • защита рефератов и творческих работ;
  • Аттестация по годовым (семестровым отметкам)
  1. На промежуточную аттестацию выносятся не более двух учебных предметов
  2. Перечень предметов для аттестации и форма ее проведения в текущем учебном году определяется педагогическим советом лицея
    1. Порядок проведения промежуточной аттестации учащихся лицея
  3. Классные руководители не позднее  1 апреля  доводят до сведения обучающихся и их родителей положение о промежуточной аттестации, сообщают требования к письменным ( другим)  работам учащихся.
  4. Материал для промежуточной аттестации учащихся готовится методическими объединениями учителей и утверждается директором лицея.
  5. Промежуточная аттестация проводится с 20 апреля по 20 мая текущего учебного года.
  6. Промежуточная аттестация осуществляется по особому расписанию, которое составляется ежегодно и утверждается директором лицея.
  7. Состав предметных аттестационных комиссий утверждается директором лицея.
  8. Учащемуся, пропустившему 50 и более процентов учебных занятий в течение полугодия,  может быть выставлена промежуточная итоговая оценка только после успешной сдачи зачета или другой  формы аттестации  (форму и дату аттестации  утверждает педагогический совет) или делается запись н/а (не аттестован).
  9. Итоговая отметка по предмету за учебный год выставляется с учетом результатов промежуточной аттестации, если данный предмет выносился на аттестацию
    1. Аттестация по годовым (семестровым) отметкам
  10. В течение определенных периодов учебной деятельности (семестр, учебный год)  учителя выставляют оценки,  полученные учащимися, в классный журнал  согласно указаниям по ведению  журнала и на основе определенных критериев.
  11. Для объективной промежуточной аттестации учащихся за семестр  необходимо не менее 5-и текущих отметок при одно-двух часовой недельной учебной нагрузке по предмету, и не менее 7 - при учебной нагрузке более двух  учебных часов в неделю, полученных учащимися при текущем контроле в период  учебного периода. Отметка выставляется как среднее арифметическое отметок в соответствии с правилами математического округления, за исключением случаев отрицательной динамики  (Н-р: 5 5 4 4 – выставляется  отметка 4). При этом необходимо учитывать содержание  и сложность учебных тем.
  12. Права и ответственность участников образовательного процесса при осуществлении текущего контроля и  промежуточной аттестации учащихся
  13. Педагогические работники при осуществлении текущего контроля знаний учащихся имеют право выбора формы и методики проведения текущего контроля знаний учащихся.
  14. Учащиеся при проведении текущего контроля имеют право:
  • на планированное проведение письменных проверочных работ;
  •  на аргументированное  объявление отметки за устный ответ - до конца учебного   занятия, за письменный ответ – не позднее, чем через 5 рабочих дней;
  • на проведение дополнительных индивидуальных занятий по отдельным разделам учебного предмета при неудовлетворительных результатах текущего контроля   знаний;
  • на осуществление повторного контроля знаний при получе-нии    неудовлетворительной  отметки за ответ;
  • на рассмотрение спорных вопросов при оценивании в конфликтной комиссии.
  1. Педагогические работники несут ответственность за объективность  выставленной отметки учащемуся.
  2. Педагогические работники определяют форму текущего контроля с учетом   контингента учащихся, содержания учебного материала и используемых ими образовательных технологий.
  3. Педагогический работник обязан отразить  форму текущего контроля в календарно- тематическом  планировании.
  4. Педагогический работник обязан своевременно довести до учащихся отметку текущего контроля и выставить ее в классный журнал и дневник учащегося.
  5. Письменные самостоятельные, контрольные и другие виды работ учащихся  оцениваются по 12 - балльной системе. Отметка,  за выполненную письменную работу, заносится в классный журнал.
  6. При организации и проведении промежуточной аттестации учащихся лицей обязан:
  7. создать условия для прохождения аттестации;
  8. обеспечить контроль своевременной  ликвидации академической задолженности;
  9. создать комиссию при повторной сдачи промежуточной аттестации.
    1.       При прохождении промежуточной аттестации учащиеся имеют право:
  10. Получать консультации по учебным предметам, курсам, дисциплинам;
  11. Получать информацию о сроках прохождения аттестации и ликвидации академической задолженности;
  12. Получать помощь  школьного психолога.
    1. Принятие решений по результатам промежуточной аттестации учащихся
  13. Учащиеся       в 1-м классе признаются освоившими основную общеобразовательную про­грамму учебного года.
  14. Учащиеся       2-8-х и 10-х классов признаются освоившими образовательную программу учебного года, если по всем обязательным учебным предметам, предусмотренным учебным планом для данного года обучения, им выведены годовые отметки успеваемости не ниже 4 баллов.
  15. Учащиеся,      которым по результатам выведена годовая отметка успеваемости 3 и менее балла   по одному или нескольким учебным предметам, считаются не освоившими основную образовательную программу учебного года. Решение о форме и условиях продолжения освоения конкретными учащимися ос­новных образовательных программ принимается педагогическим советом лицея.
  16. Учащиеся       1-8-х, 10-х классов, признанные освоившими образовательную программу со­ответствующего учебного года, переводятся в следующий класс.
    1. Заключительные положения
  17. В случае изменения законодательства Украины  в области образования и (или) Устава лицея  настоящее положение может быть изменено (дополнено). Проекты изменений (дополнений) к настоящему положению разрабатываются заместителями директора, рассматриваются педагогическим советом лицея и утверждаются приказом директора. Текст настоящего положения  размещается на официальном сайте лицея
  18. Руководители и педагогические работники лицея несут предусмотренную трудовым за­конодательством Украины  дисциплинарную ответственность за своевременное, точное и полное выполнение возложенных на них обязанностей и надлежащее использование предоставленных им прав в соответствии с настоящим положением.
  19. Учащиеся        и родители (законные представители) учащихся несут ответственность за нарушение настоящего положения в части, их касающейся, в соответствии с законодатель­ством Украины  в области образования и Уставом лицея.

Утверждено на педагогическом совете «__ »___________ 2015 г. протокол №

Согласовано на заседании совета лицея «__________ »___________ 2015 г. протокол №