Виступ на міському семінарі 17.02.2012

Из опыта работы.

Заместитель директора

по воспитательной работе

Фурман И.Т.

Ученическое самоуправление - показатель сформированности жизненных компетентностей школьников

Мы в лицее работаем над темой ученического самоуправления с 2000-2001 учебного года. Эта тема тесно связана с методической темой лицея по воспитательной работе – «Формирование воспитательной среды, благоприятной для развития и реализации творческих способностей личности».

Коллектив нашего лицея считает, что тема самоуправления очень актуальна для нас, так как школа должна обучать не только наукам. Но также она должна сформировать у ребенка важнейшие жизненные компетентности: научить человека быть самостоятельным, совершать добрые дела, отвечать за свои поступки, принимать решения, защищать свои права. Ученики должны приходить в такую школу, которая сможет подготовить их к жизни в изменяющихся условиях. И если в школе нет самоуправления, то вряд ли она может идти в ногу со временем.

В лицее практикуется использование нескольких форм включения педагогов, учащихся, родителей в организацию обучения и воспитания, в формирование приоритетных ценностей школьного коллектива, в совместное осмысление перспектив развития.

Временные творческие группы. Они создаются на период подготовки и проведения различных учебных, воспитательных и организационных дел. Входят в них педагоги, учащиеся, а иногда и родители.

Ежемесячные встречи директора и администрации с парламентом лицея. Это одна из важных структур управления школой и ее демократизации.

Еженедельные встречи ЗДВР с парламентом лицея. Это совещательно-информационный орган детского самоуправления.

Существуют следующие уровни ученического самоуправления:

Индивидуальный – ученик. Деятельность личности по добросовестному выполнению поручений формирует добросовестность к порученному делу. Выполнение общественных поручений, при которых ученик сам находит и использует некоторые способы его осуществления, формирует навык самоконтроля и требовательности к себе. Ученик может сам выбрать себе дело и определить пути его выполнения. Этим характеризуется творческое отношение личности к конкретному делу.

Самоуправление, цель которого адаптация ребенка к жизни в изменяющихся условиях, дает каждому ребенку возможность проявить себя, раскрыть свои способности и познать новое, научиться общению со сверстниками, с младшими и старшими по возрасту.

В процессе развития ученического самоуправления проявились тенденции: чем более активно школьник участвует в самоуправлении, тем более высоким оказывается уровень его самостоятельности и ответственности как высших показателей его личностного роста.

Уровень первичного коллектива – класс. Органы самоуправления в классе избираются под каждый вид деятельности так, чтобы все учащиеся входили в тот или иной орган. Каждый сектор выбирает из своего состава председателя. Из председателей составляется совет класса. Все члены совета по очереди исполняют роль старосты. У каждого члена классных органов самоуправления есть свои обязанности. Совет класса готовит информацию и предложения в вышестоящие органы самоуправления – парламент и ученическое собрание.

Классное самоуправление помогает найти сферы личностно - и общественно-полезной деятельности детей, определить круг их обязанностей, укрепляет сферу дружеских отношений, передает опыт демократических отношений: личной ответственности, стремления к согласию, свободе мнения, сменяемости позиций (руководитель-исполнитель), помогает учитывать мнения каждого и меньшинства, помогает учащимся вырабатывать навыки самостоятельной работы.

Уровень коллектива образовательного учреждения – парламент. В парламент избираются наиболее активные учащиеся 5-11 классов, пользующиеся авторитетом у своих товарищей, способные повести за собой. Каждый учащийся 5-11 классов имеет возможность предложить свою кандидатуру в парламент. Ученическое собрание класса рассматривает кандидатуры и избирает, ученическое собрание лицея утверждает.

Развитие ученического самоуправления мы рассматриваем как часть системы гражданского воспитания, которое актуально в ЗЛ «Логос» в связи с формированием системы ценностей личности и реализацией в практике воспитательной работы государственных программ «Патриотическое воспитание», «ОСНОВНІ ОРІЄНТИРИ ВИХОВАННЯ УЧНІВ 1-11 КЛАСІВ ЗАГАЛЬНООСВІТНІХ НАВЧАЛЬНИХ ЗАКЛАДІВ».

. Задачи гражданского воспитания – это воспитать лидера, научить демократическому общению, умению работать в коллективе, развить творческие способности. Мы хотим, чтобы наши дети понимали запросы и требования общества и через ученическое самоуправление могли реализовать и сопоставить себя с теми требованиями, которые выдвигает общество.

В концепции и программе развития нашего лицея говорится о том, что он ориентирован на обучение, воспитание и развитие каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей. В годовом плане одним из главных является раздел воспитательной работы.

В 2011 году на педагогическом совете была принята программа «Одаренность». В воспитательной работе эта программа будет реализовываться через проектную деятельность. Такой подход позволяет продолжать реализовывать одну из предыдущих воспитательных программ - “Лидер”. Воспитательные задачи этой программы: обеспечить условия для самореализации творческих возможностей и потребностей ребенка; создать развивающую среду, способствующую самоутверждению личности в различных видах деятельности; формирование коммуникативных навыков, умения понимать себя и других. Основное содержание: раскрытие и реализация организаторских и творческих способностей; формирование ощущения значимости и причастности к решению проблем школы; формирование опыта ведения предвыборной и выборной компаний. Все это осуществляется через парламент лицея, организацию КТД, проведение праздничных мероприятий, акций, праздник посвящения в лицеисты, деловые и ролевые игры, школу актива. Также мы стараемся вовлечь в соуправление “ученик – учитель - родитель” и родителей. Для этого используются различные формы: родительские собрания, организация кружков и секций, творческие группы, заседания дискуссионного клуба «Позиция».

Мы ставим перед собой задачу научить ребенка социальным умениям:

  • Осуществлять выбор в рамках принятых правил и быть успешным в выбранной деятельности;
  • Развивать свои силы и способности;
  • Понимать и принимать других;
  • Адекватно оценивать свои силы и способности;
  • Контролировать себя;
  • Адаптироваться к меняющимся социальным условиям.

Мы считаем, что органы ученического самоуправления в лицее представляют собой одну из форм детского саморазвития, и как любое развитие оно требует определенных условий. Условия известны:

  • Наличие личностно и социально значимой деятельности. Ведь еще А.С. Макаренко говорил, деятельность рождает самоуправление, а не наоборот.
  • Присутствие и поддержка взрослых. Если старшие предоставят детей самим себе, оставят без поддержки, любая детская самостоятельность угаснет: детская независимость есть одна из форм зависимости младшего поколения от старшего.
  • Социально ценные чувства и переживания, которые для детей бесконечно значимы, которые в сущности и воспитывают.

Какими же путями мы шли к созданию жизнеспособных органов самоуправления:

  • Нашли сферы полезной для школы и значимой для учеников школьной деятельности
  • Сделали эти сферы эмоционально насыщенными и интересными
  • Предоставили педагогическую поддержку и помощь
  • Определили области, которые можно отдать ребятам: досуг, школьные вечера, дискотеки, праздники, КТД, акции, деятельность школьной прессы, спорт и спортивные мероприятия, уборка пришкольной территории, реальное участие ребят в педсоветах, конференциях, родительских комитетах (необходимо, чтобы ребята верили, что их мнение может повлиять на управленческие решения администрации, педагогов).

При таком подходе самоуправление в школе возможно, более того оно необходимо. Мы сможем воспитать субъектов своей собственной жизни только в том случае, если в самом начале жизни ребята почувствуют, поймут и уверуют, что они что-то могут, на что-то способны. Только в сообществе себе подобных ребенок лучше познает правила общежития, самого себя, учится строить взаимоотношения, вооружается более разнообразными способами самопроявления. Именно в таких условиях формируется система общественно значимых ценностей личности.

Эффективность воспитательной работы достигается благодаря сочетанию традиционных и инновационных методов. Одним из инновационных методов включения учащихся в общественную жизнь является социальное проектирование, которое ориентировано на формирование таких качеств, как чувство социальной ответственности, неравнодушное отношение к судьбе родины, умение адаптироваться к современным экономическим условиям. В этом учебном году классные руководители и коллективы классов приступили к работе над социально значимыми проектами: «Здоров’я», «Традиції», «Співдружність», «Орієнтир», «Досягнення», «Патріотизм». Сейчас мы находимся на стадии 2 этапа - поисково-преобразующего (2011-2012, 2012-2013 уч. гг.).

Еще один проект, над которым мы работаем, – это школьная газета “Лицей”. Цель проекта: реализация интеллектуально – творческого потенциала школьников в создании газеты. Задачи: развитие навыков самостоятельной, исследовательской и творческой деятельности, помощь в профориентации, саморазвитие и самореализации школьников.

Реализация данных проектов способствует социализации учащихся, так как создаются условия для применения ими “гражданских знаний и умений” в повседневной жизни. Школьники учатся соизмерять эти знания и умения со своим характером, стилем поведения и взаимоотношениями с окружающими, давать оценку всех сторон жизни, общества, истории, политики, культуры в соответствии со своими возрастными возможностями, использовать различные способы участия в управлении государством.

Деятельность структурных компонентов ученического самоуправления ЗЛ «Логос» - республики ЛОГОСиЯ

Парламент

  • Выполняет решения ученической конференции
  • Взаимодействует с органами самоуправления педагогов и родителей
  • Участвует в работе педагогического совета, совещаниях при директоре
  • Участвует в планировании и организации внеклассной и внешкольной работы учащихся
  • Утверждает план проведения школьных мероприятий
  • Устанавливает шефство старшеклассников над младшими школьниками
  • Корректирует самообслуживание учащихся, их дежурство, поддержание дисциплины и порядка в лицее
  • Вносит предложения в администрацию лицея об изменениях в Правилах для учащихся
  • Работает с учащимися, склонными к проявлению девиантного поведения
  • Участвует в заседаниях дискуссионного клуба «Позиция».
  • Участвует в рассмотрении вопросов поощрения и наказания учащихся школы

Центр «Здоровье»

  • Организует соревнования по различным видам спорта между классами и школами
  • Участвует в организации и проведении общешкольной спартакиады, дней здоровья
  • Определяет лучших спортсменов и награждает их
  • Проводит пропагандистскую работу по БЖ
  • Проводит пропагандистскую работу по формированию сознательного отношения к своему здоровью как социальной ценности
  • Участвует в еженедельных заседаниях парламента

«Пресс-центр»

  • Подбирает материалы для общешкольной газеты “Лицей”
  • Выпускает газету “Лицей”
  • Организует художественное оформление школьных мероприятий
  • Работает с корреспондентами классов
  • Оценивает конкурсы на лучшую газету
  • Участвует в еженедельных заседаниях парламента

Центр «Дарование»

  • Организует участие классов в общешкольных КТД и мероприятиях
  • Организует и контролирует проведение экскурсий, посещение выставок, театров
  • Организует и проводит общешкольные дискотеки, концерты
  • Участвует в еженедельных заседаниях парламента
    • Подбирает видео-, аудиоматериалы для тематических классных часов, дискотек, общешкольных мероприятий
    • Музыкально оформляет и озвучивает праздники

Центр «Интеллект»

  • Проверяет дневники и учебники
  • Взаимодействует с библиотечным активом
  • Проверяет посещаемость и успеваемость
  • Участвует в подготовке школьных олимпиад, предметных недель
  • Участвует в проведении тематических вечеров, конкурсов по предметам
  • Участвует в организации встреч с интересными людьми клубом «Позиция»
  • Участвует в еженедельных заседаниях парламента

Дисциплина и порядок

  • Организует и проводит дежурства по школе и в столовой
  • Организует и проводит сборы макулатуры
  • Организует уборки территории, субботники
  • Организует и проводит дисциплинарные рейды по проверке соблюдения Правил для учащихся, Положения о школьной форме
  • Принимает участие в заседании дисциплинарной комиссии
    • Участвует в еженедельных заседаниях парламента

Центр «Гражданин»

  • Ведет работу по изучению истории родного края
  • Участвует в районных, городских и республиканских мероприятиях
  • Прививает интерес к родному краю
  • Проводит мероприятия патриотического характера
  • Ведет работу по созданию школьного музея
  • Проводит акции
  • Взаимодействует с Советом ветеранов
  • Анализирует и планирует работу по гражданско-патриотическому направлению
    • Участвует в еженедельных заседаниях парламента

 

Результат – личность свободная, гуманная, духовно богатая, творчески и социально активная, мобильная в условиях современности.

Скачать презентацию