Контрольная работа по русскому языку по теме "Основные единицы языка. Нормативность речи. Орфография" (11 класс)

«Основные единицы языка. Нормативность речи. Орфография и пунктуация» (11 класс)

Начальный уровень

1.Установите соответствие, соотнеся языковые единицы с разделами науки о языке, в которых они изучаются:

1 вариант 2 вариант

А) звуковой строй языка;

Б) нормы произношения и ударения;

В) слово как часть речи;

Г) словосочетание и предложение;

Д) правила написания слов;

Е) знаки препинания.

А) морфология;

Б) синтаксис;

В) орфоэпия;

Г) фонетика;

Д) пунктуация;

Е) орфография.

А) звуковой строй языка;

Б) нормы произношения и ударения;

В) слово как часть речи;

Г) словосочетание и предложение;

Д) правила написания слов;

Е) знаки препинания.

А) орфография;

Б) фонетика;

В) синтаксис;

Г) пунктуация;

Д) морфология;

Е) орфоэпия.

       
1 вариант 2 вариант

Нормы русского языка:

А) произношения;

Б) акцентологические;

В) морфологические;

Г) словоупотребления;

Д) синтаксические.

Определяют:

А) нормы построения словосочетаний и предложений;

Б) нормы образования форм слов и частей речи;

В) правильное произношение слова;

Г) выбор слова и его уместность;

Д) нормы произношения.

Нормы русского языка:

А) произношения;

Б) акцентологические;

В) морфологические;

Г) словоупотребления;

Д) синтаксические.

Определяют:

А) выбор слова и его уместность;

Б) нормы произношения;

В) правильное произношение слова;

Г) нормы построения словосочетаний и предложений;

Д) нормы образования форм слов и частей речи.

       
1 вариант 2 вариант

Принципы русской орфографии:

А) морфологический;

Б) фонетический;

В) традиционный;

Г) дифференцирующий.

А) различает разные слова;

Б) написание, соответствующее произношению;

В) одинаковое написание одних и тех же морфем;

Г) написание, закрепленное исторически.

Принципы русской орфографии:

А) морфологический;

Б) фонетический;

В) традиционный;

Г) дифференцирующий.

А) написание, закрепленное исторически;

Б) различает разные слова;

В) одинаковое написание одних и тех же морфем;

Г) написание, соответствующее произношению.

       

Средний уровень

1 вариант: звонит, подбодрить, арбуз, газированный, столяр, перенесена, цемент, цыган, мельком, туфля, похожа. 2 вариант: арбуз, крапива, каталог, облегчить, грушевый, украинский, цепочка, верба, высоко, торты, красивее.
1 вариант 2 вариант

А) оглушение согласных;

Б) озвончение согласных:

В) непроизносимые согласные;

Г) способы смягчения согласных.

Гвоздь, поздний, честный, дрожь, сделал, конь, лес, просьба.

А) оглушение согласных;

Б) озвончение согласных:

В) непроизносимые согласные;

Г) способы смягчения согласных.

Молотьба, мель, зуб, косьба, варежка, солнце, мяч, властный,
       

1 вариант

А) дрожь, рожь, мышь, печь, тетрадь, слякоть;

Б) исчезнуть - известие, бесполезный – безрадостный;

В) поджог – поджёг, бал – балл.

2 вариант

А) рассвет – развернуть, исследование – изложение;

Б) прилечь, беречь, верить, писать, достичь;

В) тушь – туш, компания – кампания.

Достаточный уровень

7. Спишите, распределяя на группы слова в соответствии с правилами написания

1 вариант

А) безударной гласной в корне: п…тно, об…жаться, л…сной, выб…рать, заб…ру, ст…реть, ст…рать, к…саться, к…снуться, р…стение, выр…щу, выр..сли.

Б) приставок: подметать, отходить, сделать, перенести, расписание, разведка, безрадостный, бесполезный, прилечь, прибежать, преграда.

2 вариант

А) безударной гласной в корне: св..зать, т…жёлый, просл…дить, отп…рать, зап…реть, зам…рать, зам…реть, изл…гать, изл…жение, подр…сти, зар…сли, отр…щу.

Б) приставок: подходить, отплыть, сдать, перебраться, расстроиться, размышлять, бесчувственный, бездушный, приоткрыть, приплыть, преломить.

8. Объясните, чем вызвана разница в написании созвучных слов:

1 вариант

А) подняться наверх – подняться на верх горы;

Б) сначала надо посоветоваться – с начала лета шли дожди;

В) в течение дня – в течении реки.

2 вариант

А) вернулся вмиг – собраться в миг опасности;

Б) шёл навстречу другу – шёл на встречу с другом;

В) узнать насчёт экскурсии – перевести средства на счёт предприятия.

Высокий уровень

9. Напишите сочинение-миниатюру на одну из предложенных тем:

А) Ученик призван постепенно превращаться в соратника своего учителя и стремиться превзойти его и по широте знаний, и по новому подходу к задачам (С. Вавилов).

Б) Сила речи состоит в умении выразить многое в немногих словах (Плутарх).

В) Есть преступления более тяжкие, чем сжигать книги. Одно из них – не читать их (И. Бродский).

Г) Орфографические умения в большей мере, чем другие языковые умения, в силу своей специфики подвержены угасанию, поэтому требуют постоянной тренировки (М.Баранов).