Урок-игра по информатике в 5 классе

Автор: Сурду Константин Якобович, учитель информатики ЗЛ «Логос»

Тема: «Информационные процессы. Компьютер как средство реализации информационных

            процессов. Повторение основных терминов и понятий»

Цели:

образовательные: в игровой форме повторить основные термины и понятия по теме

                                «Информационные процессы. Компьютер как способ реализации

                                информационных процессов»;

развивающие: развивать интерес к предмету, творческую активность учащихся,

                           логическое мышление, внимание, воображение;

воспитательные: воспитывать уважения к сопернику, дисциплинированность,

                                самостоятельность, этические нормы поведения.  

Оборудование: презентация учителя, карточки с заданием (оранжевая и зеленая),

                            сканворд на бумажном носителе; 2 тарелки с водой, 2 ложки, 2 стакана;

                            лист самооценки работы ученика в команде (для каждого ученика),

                            медальки «Лучшему исследователю информационного острова»

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний

Форма проведения: нестандартная, урок-путешествие

 

Ход урока

І. Организационный момент.

ІІ. Объявление формы проведения урока.

- Сегодня мы проведём урок в форме игры-путешествия.

 Эпиграф:

«Учиться можно только весело…,

Чтобы переваривать знания,

Надо поглощать их с аппетитом»

                                Анатоль Франс. (Слайд)  

III. Сценарий проведение игры.

Станция 1 «Лицейская» (Слайд)

1. Сообщение о новом информационном острове.

Учитель: в наш лицей пришло сообщение о новом информационном острове. Чтобы успешно исследовать его, нужно подтвердить знания по информатике.

- Ребята, вы бы хотели исследовать остров?

2. Оъявление темы и цели. Мотивация учебной деятельности. (Слайд)

- Сегодняшний урок будет посвящен повторению темы «Информационные процессы. Компьютер как способ реализации информационных процессов».

- Чтобы узнать, насколько хорошо вы усвоили термины и понятия по этой теме, мы совершим виртуальное путешествие по информационному острову и определим лучшую команду исследователей.

- Что обозначает слово «виртуальное»?

3. Распределение учащихся по командам и выбор капитанов

Учитель: распределимся по командам следующим образом: у меня на столе лежат карточки с названиями клавиш на обратной стороне. Кто вытащит карточку с названием End, становится участником команды «End», а кто вытащит карточку с названием Home, становится участником команды «Home». Дети тянут карточки, занимают свои места и выбирают капитанов (подготовлены таблички с названиями команд).

- Что обозначает клавиша End?

- Что обозначает клавиша Home?

4. Напутствие командам. (Слайд)

Учитель:

Сегодня между командами сраженье,
Но пусть обид не будет среди вас.

Я буду рад, если вы в сраженьях
Покажете находчивость свою.
Уменья, знанья и веселье позволят вам
Сыграть вничью.

 5. Повторение правил игры. (Слайд)

1). Правило поднятой руки. Если хочешь что-то сказать, подними руку.

2). Знаешь сам – научи того, кто не знает.

3). Будь внимательным и старательным.

4). Если команда дает неправильный ответ, то имеет шанс заработать балл другая

    команда, которая ответит правильно.

5). За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

6). За нарушение дисциплины и правил игры команды теряют баллы.

- А вот и корабль, который отправит нас на остров. (Слайд)

- Желаю всем прекрасных эмоций, интересного и плодотворного путешествия. В добрый путь!

Станция 2. «Кроссвордная» (Слайды)

- Вы успешно прибыли на берег острова. Перед вами указатель с надписью. Прочитайте эту надпись. Дети читают: «Разгадай кроссворд и узнаешь название острова».

- Вы готовы разгадывать кроссворд?

Команды разгадывают слова по очереди (по 3 слова для каждой команды). За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

1

1. Процесс накопления данных с целью достаточной полноты (сбор)

2. Процесс преобразования информации от исходной ее формы до определенного результата (обработка)
3. Процесс поддерживания исходной информации в виде, обеспечивающем выдачу данных по запросу пользователю (хранение)

4. Процесс выявления документов, которые посвящены указанной теме (поиск)

5. Процесс обмена данными с помощью устной, письменной речи или средств технической связи (передача)

6. Комплекс организационных, правовых и технических мер по предотвращению угроз информационной безопасности и устранению их последствий (защита)

- Каким словосочетанием в информатике назывют слова, разгаданные вами в кроссворде? (Информационные процессы)

- А теперь из букв с красными номерами составьте название острова.

Команда, которая быстрее справится с заданием, получит дополнительно 1 балл.

2

Ответ: ИНФОЗНАНИЯ

- Продолжаем путь.

Станция 3. «Вопрос в мешке» (Слайд)

Задание: капитан команды достает из мешка вопрос на бумажном носителе и читает его своей команде, а команда отвечает. Вопросы капитаны тянут по очереди. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. В случае неправильного ответа одной команды, вопрос переходит второй команде.

Вопросы

1). Одно из самых распространенных устройств для работы с информацией и данными

2). Новые сведения, новые знания, которые получает человек на основе сообщений – это...

3). С каким информационным процессом связано образование данных?

4). Какие сообщения называют визуальными?

5). Что такое интернет?

6). Польза, актуальность, достоверность, объективность, полнота, понятность – это …

7). Текстовая, графическая, звуковая, комбинированная или мультимедийная информация, условные жесты и сигналы – это …

8). Устройство ввода, с помощью которого можно выбирать какие-либо объекты и управлять ими

9). Устройство ввода, предназначенное для введения букв, цифр, знаков препинания, других символов, а также команд на выполнение определенных действий

10). Устройство вывода, используемое для отображения данных на экране

11). Устройство, которое отображает звук или видео

12). Назовите устройство для определения местоположения объекта

- Вы успешно справились с заданием. Продолжаем путь

Станция 4. «Словарная».(Слайд)

Каждая команды получает карточку с заданием: одна команда – оранжевую, другая – зеленую.

34

    

За каждое слово команда получает 1 балл. Слова не должны повторяться. Количество слов – количество баллов.  

Время выполнения задания – 4 минуты.

Возможные ответы (оранжевая карточка): адрес, скайп, плата, архив, вирус, сидиром, модем и т. д.

Возможные ответы (зеленая карточка): имя, ячейка, адрес, сайт, таблица, алгоритм, монитор и т. д.

Станция 5. «Цветочная поляна».(Слайд)

- Перед вами прекрасная поляна, усеянная цветами. А вот необычный цветок. Рассмотрите  его внимательно.

- Что вы видите на лепестках этого удивительного цветка? (Названия клавиш: Delete, Shift, Enter, Caps Lock, Esc, Tab).

Задание: прокомментируйте предназначения клавиш (по три клавиши для каждой команды)

За каждый правильный ответ – 1 балл.

Релаксация

- А сейчас немного отдохнем.

Звучит музыка «Флейта и звуки природы. – Пение птиц, журчание ручья, шум природы» (2,5 минуты)

Учитель медленно проговаривает: закройте глаза, положите руки на колени, расслабьтесь. Прислушайтесь, как поют птички, журчит ручей. Вы спойно отдыхаете. Природа дарит вам свою красоту, наслаждайтесь ею. Дышите легко, ровно, глубоко. А теперь сделайте глубокий вдох и выдох (2 раза). Вам комфортно, вы спокойны, добры, отзывчивы. Желаю всем хорошего настроения, успехов, удачи, доброго отношения к себе и друг другу. Я считаю до 5. На счет «5» – вы откроете глаза.

Станция 6. «Капитанская». (Слайд)

- Ориентируясь по солнцу, вы, наверное, заметили, что начинает смеркаться. Но для того, чтобы успешно завершить исследование, вам предстоит преодолеть еще несколько препятствий. Поэтому командам надо постараться быстро думать, принимать решение, отвечать и побеждать.

Капитаны команд получают сканворд «Носители информации».

5

Задание: найдите зашифрованные в сканворде названия носителей информации. Количество слов – количество баллов.

Возможные ответы: диск, дискета, камень, книга, бумага, фото, фотоплёнка, флэшка, металл, кассета.

6

С остальными учащимися проводится мини-игра «Да-нет»

Цель игры: повторить правила техники безопасности в кабинете информатики.

Условия игры: учитель читает утверждения. Если утверждение верное, то дети делают 3 хлопка в ладоши, если неверное, то хором отвечают: нет, нет, нет.

1. Вот, обедая в столовой,

Вы услышали звонок...

Это вам уже не ново –

Мчитесь с булкой  на урок.

2. Приходя в кабинет информатики, приносите с собой еду и напитки. 

3. Компьютер – электрический прибор, а значит может быть опасным для здоровья. 

4. Не касайтесь монитора –

Пятна сразу здесь видны.

Не хватайтесь для опоры за электрошнуры. 

5. Работать на клавиатуре нужно чистыми, сухими руками; легко нажимать на клавиши, не допускать резких ударов. 

6. Всегда пытайтесь самостоятельно устранить неисправности в работе аппаратуры; не сообщайте об этом учителю.

7. В кабинет информатики можно входить в грязной обуви и в мокрой одежде.

8. Во время работы за компьютером будьте внимательны, осторожны.

9. Работайте за компьютером при плохом самочувствии.

10. Работая за компьютером, через каждые 10-15 минут выполняйте гимнастику для глаз, шеи, позвоночника.

11. Расстояние от монитора до глаз должно быть менее 40 см.

12. Кабинет информатики является кабинетом повышенной опасности.

13. А крикливым шалунишкам,

Тем, кто любит поиграть,

Здесь не место. Много слишком

Можно невзначай сломать!

14. Необходимо помнить всем вам, дети,

Дисциплину в кабинете

Нужно строго соблюдать!

Станция 7. «Подскажи словечко» (Слайды)

- Чтобы перебраться через это болото,нужно отгадать загадки. Для каждой команды предлагается по 6 загадок. За каждую правильно отгаданную загадку – 1 балл.

1). Яркой радугой он дышит,

И на нем компьютер пишет,

И рисует без запинки

Всевозможные картинки.

Наверху машины всей размещается… (Дисплей)

2). Около дисплея – главный блок.

Там бежит электроток

К самым важным микросхемам.

Этот блок зовут… (Системным)

3). Он живет в системном блоке,

Не работает без тока,

Очень умный – как профессор.

Называется … (Процессор)

4). То-то радость, то-то смех

На бумаге – без огрех.

Из какой коробки лезет

Текст на удивленье всех? (Принтер)

5). Есть на свете сеть сетей.

Очень интересно с ней.

Людям всем она нужна.

Что за сеть? Найди ответ.

Сеть зовется … (Интернет)

6). Если мой компьютер «заболеет»,

Вылечить его я сам сумею.

Не боюсь вредоносных программ,

Повредить ничего им не дам.

Как вредители те называются,

Что заразны и вмиг размножаются? (Вирусы)

7). Жесткий диск так называют.

Кто название отгадает?

Копятся данные в этом устройстве,

Запоминать – его главное свойство. (Винчестер)  

8). Если что-то отключить,

То компьютер замолчит,

Тугоухий, как медведь –

Ничего не сможет спеть. (Колонки)

9). Клавиатуру изучаю,

Где буквы, я запоминаю.

Я неуверенно и робко

Текст набирал и жал на... (Кнопки)

10). Помогает она мне

На компьютерном столе.

Я управляю ловко

Колесиком и кнопкой. (Мышка)

11). Указатель на экране

Буквам всем укажет место.

С ним работать легче станет,

Он – экранная пометка.

На экране видит взор,

Как мигает мне... (Курсор)

12). Много кнопок, цифры, буквы,

«Enter», «Shift», «F2», «F5»,

На английском и на русском

Можно, дети, с ней писать.

Пальцами стучу по ней.

Кто она? Скажи скорей… (Клавиатура)

Загадка для всех:

Обработать, как представить,

Как хранить и как доставить,

Йоттабайты  информации

Вам подскажет (все вместе)… (Информатика)

Станция 8. «Скала ребусов» (Слайды)

- Перед вами необычная скала. Чтобы удачно пройти через эту скалу, надо разгадать ребусы. Разгадайте ребусы и идите дальше.

Каждая команда разгадывает по 6 ребусов. За правильно разгаданный ребус – 1 балл.

Разгадки к ребусам: флэшка, обработка, планшет, клавиша, передача, системный блок, ноутбук, хранение, процессор, файл, монитор, папка.

Станция 9.«Процессорная». (Слайд)

Предлагается конкурс на лучший процессор. В конкурсе принимают участие по одному участнику из команды.Для каждого участника приготовлена тарелка с водой, пустой стакан, ложка.

- Представьте себе, что тарелка с водой – это дискета, вода – информация, стакан – оперативная память, участники конкурса – процессоры.    

Задание: участники конкурса должны перекачать информацию с дискеты в оперативную память (то есть каждый участник перекачивает воду с тарелки в стакан при помощи ложки). Кто справится с заданием быстрее, получает 1 балл в пользу своей команды.

ІV. Подведение итогов

Станция 10. «Конечная» (Слайд)

- Кому понравился сегодняшний урок?

- Какой конкурс запомнился больше всех?

- Как вы считаете, кто умнее – компьютер или человек?

Учитель: обе команды очень старались, показали хорошие знания по изученной теме. Я доволен вашей работой и хочу всех оценить словом, записанным с помощью азбуки Морзе. Пока капитаны команд подсчитывают баллы, расшифруйте это слово. (Слайд)

7

Ответ: молодцы

Объявление команды-победительницы и награждение её участников.

- Участники команды-победительницы получают медальки «Лучшему исследователю информационного острова»

8

V. Домашнее задание: подготовить ребус (кроссворд) по изученным терминам. Дополнительно: краткое сообщение об использовании компьютера.

Рефлексия.

- Оцените свою работу в команде.

Каждый ученик получает лист самооценки работы ученика в команде.

Задание: поставьте знак + напротив того смайлика, который соответствует вашей работе в команде.

9

Учитель:

Окончена игра, но не грустите.

Будут в вашей жизни успехи

и победы еще не раз.

Главное, не забывайте:

чтобы врачом, моряком

или  техником стать,

нужно прежде всего

информатику знать!

- Желаю всем успехов в изучении информатики!

К новым знаниям стремитесь,

С удовольствием учитесь! (Слайд)

Презентация учителя

Использованные источники:

1. Навчальна програма для загальноосвітніх навчальних закладів «Інформатика. 5–9 класи» (для учнів, які вивчали інформатику в 2-4 класах), (колектив авторів)

2. Учебник информатики: И. Я. Ривкинд, Т. И. Лысенко, Л. А. Черникова, В. В. Шакотько для 5 класса общеобразовательных учебных заведений, Киев «Генеза», 2013

3. Детские загадки по информатике с ответами (для детей 9-12 лет). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vashechudo.ru/raznoe/zagadki/detskie-zagadki-po-informatike-s-otvetami.html.

4. Правила техники безопасности в кабинете информатики в стихах. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://urok-informatiku.ru/pravila-tehniki-bezopasnosti-v-kabinete-informatiki/.

5. Ребусы по информатике. Презентация учителя информатики Запорожского лицея «Логос». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://teacherjournal.in.ua/rozrobky-2017/item/753-rebusy-po-informatike.

6. Творческие работы учащихся по информатике Запорожского лицея «Логос». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://zllogos.zp.ua/index.php?option=com_content&view=article&id=1083:tvorcheskie-raboty-uchashchikhsya-po-informatike&catid=345&Itemid=716.

7. Флейта и звуки природы. – Пение птиц, журчание ручья, шум природы (музыка для релаксации). [Электронный ресурс]. – Режим доступа:

http://muz-color.ru/?s=Звуки%20природы%20-%20Журчание%20ручья%20пение%20птиц.

myFlickr


Copyright © 2014. All Rights Reserved.