Открытый урок информатики в 7-В классе

по теме:

«Алгоритмы. Обобщение»

0

План-конспект урока

по информатике

Сурду Константина Якобовича

(учитель информатики ЗЛ «Логос»)

Класс: 7

Дата проведения: 24.11.2015

Тема урока: «Алгоритмы. Обобщение»

Цели урока:

обучающие: обобщить и систематизировать знания основных алгоритмических структур: линейные, с ветвлением, с повторением (циклом);

развивающие: развивать умения составлять алгоритмы, выполнять задания по алгоритму. Развивать логическое мышление, самостоятельность, навыки самоконтроля, взаимоконтроля, практического применения знаний;                       

воспитывающие: воспитывать добросовестное отношение к труду, умение работать в группе, в паре, готовность прийти на помощь.

Оборудование: карточки для работы в группах, карточки для установления элементов блок-схемы, карточки для работы за компьютером (разноуровневые задания), карточки для рефлексии, мультимедийный проектор, презентация учителя.

Тип урока: повторение, систематизация и обобщение изученного

Основные этапы урока:

                                                   Этап Кол-во мин.
Организационный момент 2 мин.
Мотивация учебной деятельности. Формулирование темы и цели урока 5 мин.
Повторение теоретического материала 12 мин.
Использование знаний на практике (выполнение разноуровневых  заданий за компьютером) 12 мин.
Проверка выполнения заданий за компьютером. Оценивание. Домашнее задание. 8 мин.
Подведение итогов. Рефлексия. 6 мин.

Презентация                                      

                                        Ход урока

І. Организационный момент. Слайд

1

- Внимание на экран!

- Что вы видите на экране? (Алгоритм, записанный в виде блок-схемы)

Давайте выполним этот алгоритм. Учитель читает команды, а дети выполняют.

 

 

 

 

 

ІІ. Мотивация учебной деятельности. Формулирование темы и цели урока. Слайд

- Посмотрите на картинку. Слайд

- Как можно объяснить фразу: «Все машины тормозили, я шарахался от них»? (Мальчик неправильно переходит улицу).

- Как показывают исследования, 50% несчастных случаев происходит во время перехода детьми улиц или дорог. Чтобы не попасть в неприятную ситуацию, например, как мальчик на картинке,  добиться желаемого результата, каждый человек: и ребенок, и взрослый должен уметь пошагово составить план действий. В данном случае мальчик, прежде чем переходить улицу, должен был составить план перехода улицы.

- А как в информатике одним словом называют план действий? (Алгоритм). Повседневно в быту, в школе, на работе  нам приходится решать множество задач, содержание которых необязательно связано с математическими и точными науками.

Решая ту или иную задачу, мы составляем алгоритмы, даже не подозревая этого.

- Вот сегодня на уроке мы обобщим знания по какой теме? («Алгоритмы»).

- Какая же цель нашего урока? Дети под руководством учителя определяют цель урока.

ІІІ. Повторение теоретического материала. Путешествие по страницам алгоритма (стр. 1-5)

Слайд

 «Алгоритм – не роскошь, а средство достижения цели»

                               (школьная мудрость)

- Начинаем наше путешествие по страницам алгоритма.Слайд

Страница 1. Слайд

Актуализация опорных знаний.

- Что такое алгоритм? Дайте полное определение

Страница 2.Слайд

«Повторение – мать учения».

1. Фронтальный опрос.

- Объясните происхождение слова алгоритм.

- Какие виды алгоритмов вы знаете?

- Назовите формы представления алгоритмов

- Назовите свойства алгоритмов

- Что называется высказыванием? Какие бывают высказывания?

- Программа – это…

- Объясните обозначение символов в информатике:

*операция умножения, / операция деления, := знак присвоения

2. Работа по карточкам «Проверь себя». Слайд

2Задание: установите соответствие элементов блок-схемы с помощью стрелочки.

 

 

 

 

 

3. Взаимопроверка. Слайд

Дети меняются карточками и проверяют правильность выполнения задания.

- Посмотрите на экран.

- Кто выполнил все верно?

- Кто сделал 1 ошибку?

- Кто сделал 2 ошибки?

- Кто сделал более двух ошибок?

Страница 3.Слайд

«От твоего успеха зависит мой успех, а от моего успеха зависит твой успех».

1. Работа в подгруппах. Учитель раздает каждой подгруппе карточки (карточки перемешаны).

Задание: разложить карточки в таком порядке, чтобы получился правильный алгоритм. 

2. Проверка работы в подгруппах

  І подгруппа

3

- Сравните алгоритм, составленный вами, с алгоритмом, представленным на экране. Что вы можете сказать?

- К какому виду относится этот алгоритм? (Линейный)

- Давайте выполним этот алгоритм. Дети выполняют данный алгоритм под руководством учителя

 

 

 

 

 

ІІ подгруппа

4

- Сравните алгоритм, составленный вами, с алгоритмом, представленным на экране. Что вы можете сказать?

- К какому виду относится этот алгоритм? (Алгоритм с повторением)

 

 

 

 

 

 

3. Прослушивание песни В. Толкуновой «Кабы не было зимы».

В. Толкунова – легендарная российская певица, которой, к сожалению, уже нет в живых. Её творчество стало синонимом русской народной песни.

Задание: прослушайте песню и определите, есть ли в ней алгоритм.           

- Посмотрите на экран, определите вид алгоритма к песни и форму его представления (неполное ветвление, блок-схема). Слайд

Страница 4.Слайд

«Я думаю, следовательно, я существую».

1. Определите вид алгоритма и форму его представления. Слайды

2. Выполните устно.

Задание: вычислительная машина считает по алгоритму, изображенному в виде блок-схемы. Вычислите результат. Слайды

Безымянный.jpgБезымянный.jpg

3. Сформулируйте в словесной форме признак, о котором идет речь в блок-схеме.

Безымянный.jpg

4. Беседа о подозрительных предметах

- Почему нельзя подбирать подозрительные предметы?

- Взрывоопасные предметы чаще всего маскируются под… Слайд

5. Работа у доски (1 ученик). С остальными учащимися проводится беседа по теме: «Алгоритмы в повседневной жизни»

Задание у доски: установить правильный алгоритм при обнаружении подозрительных предметов с помощью клеящихся карточек.

Безымянный.jpg

Алгоритмы в повседневной жизни. Слайд                                                         

- Продолжите ряд примерами алгоритмов из повседневной жизни.

Предполагаемые ответы учащихся:приготовить бутерброд, чай, различные кулинарные рецепты, инструкции к использованию различных технических приборов, например: включить и выключить компьютер, стиральную машину; перейти дорогу, выполнить домашнее задание, решить задачу по математике, разобрать слово или предложение по русскому языку, выучить стихотворение, сходить в магазин за покупкой, посадить дерево, наловить рыбы и т. д.

6. Проверка задания у доски

Безымянный.jpg

Учитель. Обратите внимание! Обезвреживание взрывоопасных предметов производится  только специалистами МВД и МЧС

7. Просмотр видео «Чашка чая»

Задание: просмотрите видео и, пользуясь шаблоном блок-схемы, составьте алгоритм в словесной форме.

Безымянный.jpg

Предполагаемые ответы учащихся:

1. Начало

2. Ставлю чашку с блюдцем на стол

3. Наливаю чай

4. Кладу ложку

5. Конец

- К какому виду относится этот алгоритм?

Страница 5.Слайд

«Одна голова хорошо, а две - лучше».

- Как мы будем работать дальше? (В парах)

Представьте, что вы программисты. Программисты для решения любой задачи используют точный план работы. На экране все этапы плана перемешаны.

Задание: установите и запишите цифрами в тетрадях правильный план работы программиста.

На экране:

1. Передать программу пользователю
2. Написать алгоритм

3. Сформулировать задачу
4. Отладить программу
5. Перевести алгоритм в программу

Самопроверка (план работы программиста в правильном порядке)

Безымянный.jpg

- Прочитайте план работы программиста в правильном порядке

План работы программиста в правильном порядке:

1. Сформулировать задачу.

2. Написать алгоритм.

3. Перевести алгоритм в программу.

4. Отладить программу.

5. Передать программу пользователю.

IV. Использование знаний на практике (выполнение разноуровневых заданий за компьютером)

Страница 6.Слайд

«Мало иметь хороший ум, главное – его применять».

1. Повторение правил ТБ. Слайд

2. Работа за компьютером (разноуровневые задания по карточкам).

Предлагаются карточки с заданиями трёх уровней. Дети самостоятельно выбирают карточку в зависимости от того, как они усвоили материал по данной теме, и на какую оценку претендуют.

В процессе работы выполняется гимнастика для глаз.

Безымянный.jpg

V.  Проверка выполнения заданий за компьютером. Оценивание.

Домашнее задание (дифференцированное)

1-й уровень (4-6 б.): учебник, стр. 91, выполнить задание 1, 3, 4.

2-й уровень (7-9 б.): составить графический алгоритм действий «Мой путь в школу».

3-й уровень (10-12 б.): составить кроссворд по теме «Алгоритмы».

VІ. Подведение итогов урока

Страница 7. Слайд

«Конец – делу венец!»

Безымянный.jpg

 

Безымянный.jpg

- Прочитайте эти заповеди. Ученик, вызванный учителем, читает заповеди с экрана.

- Спасибо за работу. Урок прошел целенаправленно. Мы повторили теоретический материал по теме “Алгоритмы” и успешно применили свои знания на практике.

Рефлексия

- А теперь оцените свою работу. Поставьте знак + на той ступени, на которой вы находитесь по уровню знаний и умений по теме «Алгоритмы» (отдельно уровень «Знаю» и уровень «Умею»). Слайд

Безымянный.jpg

Успехов всем в разработке алгоритмов!

Скачать презентацию


Copyright © 2014. All Rights Reserved.