Урок русского языка

Запорожский лицей «Логос»

Конспект интегрированного урока

русского языка

для учащихся 4 классов по теме:

                     

«Три склонения имен существительных»

Подготовила

учитель начальных классов

Колпакова Анна  Николаевна

Запорожье, 2015

Тема:                 Три склонения имен существительных.

(на материале противопожарной безопасности)

Цель:                  дать учащимся понятие «склонения имен существительных»,       

                           на языковом материале по пожарной безопасности развивать    

                           умение  определять  склонения  имен  существительных  (на

                            текстовой основе), речь, мышление, умение применять

                           теоретические знания при практических упражнениях,

                           расширять кругозор, воспитывать сознательность, активность,

                           ответственность за свои поступки.

Оборудование: ноутбук для просмотра презентации легенды о Прометее

карточки с легендой о Прометее и самостоятельной работой

знаки пожарной безопасности

иллюстрация к легенде о Прометее

таблицы  и алгоритм по теме «Склонения имен существительных»

                                                           Ход  урока

Объявление темы и задач. Мотивация учебной деятельности. Приемы «Удивляй», «Фантастическая добавка», «Отсроченная отгадка». (1΄)

- Слово «пожар» вам случалось слышать и раньше. Может, кто-то из вас наблюдал или видел то, что остается после этой стихии. Огонь – давний друг человека. Но он может быть и врагом. На уроке мы с вами уточним, когда и при каких обстоятельствах огонь – наш друг, а когда – враг, совершим путешествие во времени, побываем в сказке.

- Итак, слушаем сказку по теме нашего урока «Склонения имен существительных».

Подача нового материала. Инсценирование сказки. (3΄)

- Давным-давно, когда нас с вами еще не было на свете, в далеком царстве Частей речи жил был царь Имя Существительное, и было у него 3 сына –  I склонение, II склонение и  III склонение. Призвал однажды государь своих сыновей и стал говорить: «Я – царь Имя Существительное. Мои имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода. Мои имена существительные бывают единственного и множественного числа. Они могут употребляться в Именительном, родительном, дательном, винительном, творительном и предложном падежах. Но трудно мне. Помогите мне распределить имена существительные еще на 3 группы – на три склонения».

Три дня и три ночи думали сыновья. Пришли к отцу и рассказали о своем решении.

I склонение: - Я, I склонение, буду управлять именами существительными женского и мужского рода с окончаниями –а, я. Например: песня,  Коля.

II склонение: - Я, II склонение, буду управлять именами существительными мужского  рода  с  нулевым   окончанием  и  среднего рода с окончаниями –о, е.  Например: сын, отец, поле, село.

IIIсклонение: - Я, III склонение, буду управлять именами существительными женского рода с нулевыми окончаниями. Например: радость, ночь.

Царь обрадовался, что у него такие мудрые дети и издал указ «Склонения имен существительных».

Работа с правилом в учебниках-с.109. Работа с теоретическим материалом  и алгоритмом определения склонения  по таблицам.(4΄)

- Какие имена существительные относятся к  I, II, III склонению?

- Что нужно сделать, чтобы определить склонение?

I склонение

Ж.р. и М.р.

с  □   а,    я

песня, Коля

IIсклонение

М.р. с □⁄

 и Ср.р. с  □  о  ,  е

сын, отец,

село, море

III склонение

Ж.р. с  □⁄

радость,  ночь

  

     1.Начальная форма-

ед.ч. И.п.

2.род, □

           3.склонение.

  1. Упражнение в определении склонений имен существительных в тексте. Выборочное письмо.(3΄)
  2. Работа с комментированием «Путешествие во времени»

- Совершим путешествие во времени.

Огонь  всегда был нужен людям. Когда-то очень давно люди не умели добывать его. Случалось, во время грозы молния  зажигала  дерево.  Пока оно горело, человек грелся, готовил еду.  А если огонь погаснет. То зажечь его никто не умел. Потом люди научились добывать огонь трением палочек, камней.

-Определим склонение выделенных существительных по алгоритму.

* К слову «гроза» подберите синонимы и определите их склонение.

  1. Понятия «легковоспламеняющиеся вещества», «горючие материалы», «пожароопасные объекты». Упражнения в определении склонений.(8΄)

а) рассказ учителя с опорой на таблицу

- Да, огонь был нужен людям и поэтому стал их другом. Но если вышел из-под контроля человека, то он становится пожаром. Пожарная безопасность возникает там, где существует угроза возникновения пожара.

-Какие вещества называют пожароопасными?(слушание и обобщение ответов детей в виде таблиц)

- Пожароопасными называются вещества и материалы, которые могут стать причиной пожара. К ним относятся: легковоспламеняющиеся вещества и горючие материалы.

Легковоспламеняющиеся вещества:

Спирт,

Молоко,

Бензин,

Вода

Горючие материалы:

Уголь, древесина,

нефть, бумага,

масло, краска

ткань

б) комментированная работа у доски (3 учащихся)

1. Определение склонений «легковоспламеняющихся веществ», исключая не относящиеся к ним.

2. Определение склонений «твердых горючих материалов».

3. Определение склонений в названиях жидких горючих материалов.

в)  Работа в группах.

-Найти знаки по данным описаниям:

- о наличии легковоспламеняющихся веществ сообщают знаки ;

- легковоспламеняющиеся вещества нельзя гасить водой, а необходимо накрыть одеялом или смоченной в воде толстой тканью:

-предприятия, на которых изготовляют, используют или сохраняют горючие материалы, называют пожароопасными объектами. На них запрещено курить, и пользоваться открытым  огнем. Про это сообщают такие знаки.

г) Самостоятельная работа. Взаимопроверка./Индивидуальные задания

     Списать текст. Какие пожароопасные объекты тут названы? Определить склонение имен существительных.

     Случается, что из верного друга огонь становится беспощадным врагом. Тогда он уничтожает фабрики, заводы, склады.

٭ - Есть ли в тексте синонимы? (антонимы?)

   - Какое из слов – названий пожароопасных объектов – словарное?

Индивидуальные задания .Работа со словосочетаниями. Определение падежа и склонений существительных.

     Наши предки верили в очистительную силу огня. Поэтому прыгали через костер на Ивана Купала. А перед Новым годом сжигали в саду мусор. В Украине существовало поверье, что в огне живет ангел. Поэтому запрещалось сыпать в печь мусор, соль. Хозяйки всегда оставляли ангелу в пустой печи воду и дрова для того, чтобы огонь не обиделся и не стал пожаром.

     3 учащихся работают индивидуально. Задание: прочитать текст, заменить вопросы нужными  словами, определить склонение и падеж существительных.

Прыгали через (что?)    костерII скл., В.п.

Сжигали мусор (где?)   в саду  -  II скл., П.п.

Оставляли   (кому?)       ангелу -  II скл., Д.п.

Оставляли  (что?)    воду, дрова - I скл. ,В.п.

Физминутка

Понятие о существительных, которые не имеют склонения.(2΄)

Работа с учебником – Упр.233.

-Вы знаете, что в  русском языке есть существительные, которые употребляются только во множественном числе. Назовем предметы на иллюстрации упражнения .

Работа с  правилом в учебниках на с.111.

-У каких существительных нельзя определить склонение?

Творческая работа в группах.(4΄)

Дополнение предложений словами данных склонений и чисел.

- А какое дерево мы украшаем на Новый Год?

- При установке елки тоже нужно соблюдать определенные правила. Дополните предложения нужными словами данных склонения и числа.

     ______________(I скл. мн.ч.) елки должны быть на расстоянии одного метра от _____________( I скл. мн.ч). Нельзя ставить елку около ___________( II скл. ед.ч). Нельзя  украшать елку _________( I скл. ед.ч.) и __________( I скл. мн.ч).

Самостоятельная работа по карточкам на материале легенды  о Прометее. ٭ Работа с антонимами.(8΄)

1.Самостоятельное чтение текста.

По легенде, в Греции на горе Олимп жил царь богов и людей Зевс. Зевс мог бросать молнии, создавать гром, распределять добро и зло. Зевс боролся с детьми Земли и Неба – титанами – и победил их. Но больше всех пострадал Прометей. Он украл на Олимпе огонь и отдал его людям. За это Прометей был наказан Зевсом. Его приковали к скале , пробили грудь. Каждый день орел выклевывал печень героя, но она отрастала за ночь. Так было, пока могучий Геракл не убил орла и не освободил Прометея. Такой была борьба за огонь.

2.Беседа с использованием слайдов презентации.

-Как звали царя богов и людей?

-Какой силой был наделён Зевс?

-Кого победил Зевс?

-За что был наказан Прометей?

-Как наказал Зевс Прометея?

-Кто освободил героя?

                3.Выполнение задания .

-  По схемам, данным под текстом, найдите предложения и определите в них склонения пропущенных существительных.

         I вариант

Зевс мог бросать ______________, создавать ___________, распределять ___________ и ____________.

         II вариант

Каждый __________  ___________ выклевывал печень __________, но она отрастала за ______________.

٭ Задание: выписать антонимы, определить склонение.

Итог урока. Рефлексия.(5΄)

Подведение итогов проблемы: огонь-друг или враг?(слушание ответов и обобщение их учителем)

-Итак, сегодня на уроке мы определили, что огонь является нашим другом, когда мы умеем с ним обращаться, и становится врагом при нарушении правил пожарной  безопасности.

Оценивание. Самооценка (какие задания были особенно трудными, с какими справились без особых трудностей).

Обобщающая беседа.

- Кто, по легенде, подарил огонь людям? (каждый народ создал легенду о происхождении огня. Украинская сказка повествует нам о Жар-птице. Поймать ее очень трудно, но тот, кто поймает, будет иметь богатство и счастье).

- Какое природное явление может зажечь дерево?

- Чем нельзя украшать новогоднюю елку?

- Какие вы знаете легковоспламеняющиеся вещества и материалы?

- Как вы думаете, по чьей вине происходит каждый третий пожар? (по вине детей)

- Какие существительные относятся к I,  II,  III склонению?

- Чего до урока вы не знали, а теперь узнали?

- Какие моменты урока особенно запомнились? Почему?

4. Домашнее задание (дифференцированное)

а) в учебнике упражнение № 234,

٭б) на карточках:

- закончи предложение

- озаглавь текст

- определи склонение имен существительных в одном из абзацев (по выбору)

- есть ли в тексте существительные IIIсклонения?

         В школьном вестибюле рядом со входом висит интересный рисунок. На нем изображены линии, стрелочки. Такой рисунок называется планом.

         Присмотрись к этому плану внимательно. На нем обозначены окна и двери, вестибюль, коридоры, классы. Есть на плане и твой классный кабинет.

         Главными среди обозначений являются стрелочки. Они указывают путь к выходу в случае…

  

Литература

1.Сильнова Э.С., Каневская Н.Г., Олейник В.Ф. Русский язык.-К.: Освіта,2010

2. Білоусенко П.І., Єфименко М.П., Місяк Н.В., Горяний В.Д. Матеріали з розвитку мовлення на протипожежну тематику для учнів початкових класів. - Запоріжжя, 1999

3.Логачевська С.П. Диференціація у звичайному класі.-К, 1998    

4.Макаренко В.М.,Туманцова О.О. Як опанувати технологію формування критичного мислення . -Х.: Основа, 2008

5.http://divelink.ru/prometej-kratkoe-soderzhanie-osnovnye-sobytija-pereskaz-legenda-o-prometee-kratkoe-soderzhanie

6.http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2014/04/04/skazka-o-tryokh-skloneniyakh-imyon-sushchestvitelnykh


Copyright © 2014. All Rights Reserved.