Фразеология

Фразеология как раздел школьного курса русского языка содержит в себе огромный образовательный, развивающий и воспитательный потенциал

Обогащение речи детей фразеологизмами, усвоение их значения и особенностей употребления требует целенаправленной, специально организованной работы. Традиционно фразеология как раздел науки о языке изучается в среднем звене школьного образования, однако на современном этапе обучению фразеологии русского языка уделяется внимание и в начальном курсе русского языка. Важность работы по фразеологии в начальной школе очевидна, поскольку усвоение фразеологических единиц - постепенный, длительный процесс. Мысли о возможности и необходимости ознакомления младших школьников с фразеологическими единицами высказывали еще в 30-е годы известные методисты К.Б. Бархин и М.А. Рыбникова.

Аспектный анализ современных учебников по русскому языку для начальной школы свидетельствует: авторы предусматривают в том или ином объеме специальные задания и упражнения по фразеологии, однако в целом работа носит эпизодический характер и в основном сводится к толкованию значения фразеологизмов.

Одним из основных направлений работы на протяжении всего начального курса русского языка является обогащение речи учащихся фразеологизмами. Картинки-иллюстрации на сюжеты известных произведений детской литературы, тексты упражнений, содержащие информацию о происхождении фразеологизмов, не только помогают установить значение, но и способствуют осознанию их образного, метафорического компонента.
С целью активизации словаря младших школьников, употребления ими фразеологизмов в собственных текстах предусмотрены следующие учебные упражнения: составление предложений и текстов с указанным фразеологизмом, подбор фразеологизмов определенной тематики или соответствующих основной мысли текста, подбор и запись фразеологизмов, выступающих в роли ключевых фраз к тексту. Как прием, направленный на формирование образной речи младших школьников, рекомендуется использовать сравнение вариантов предложений с фразеологизмом и словом-синонимом. 

Упражнения, способствующие усвоению школьниками категориального признака фразеологизма - устойчивости.
1. Прочитайте. Какие из фразеологизмов записаны правильно? В каких фразеологизмах имеются ошибки? 
Беречь как зеницу глаза, встать не с той ноги, гнаться за двумя зайцами, губы заговаривать, покраснеть до кончиков волос, 
Исправьте ошибки и запишите фразеологизмы.
2. Допишите фразеологизмы, выбрав из скобок нужное слово или форму слова. Объясните ваш выбор.
Держать ... востро (уши, ухо)
Смотреть сквозь ... очки (розовые, темные)
С ... нос (голубиный, гулькин)
Делать из ... слона (комара, мухи)
Не в своей ... (чашке, тарелке)

Упражнения, направленные на формирование образности речи младших школьников.
1. Прочитайте предложения. Какое из предложений, по вашему мнению, является более выразительным, образным? Объясните, почему так считаете.
Ничего не помню, все вылетело из головы. - Ничего не помню, все забыл.
Вы не слушайте Сережу: он всегда делает из мухи слона. - Вы не слушайте Сережу: он всегда преувеличивает.
2. Прочитайте предложения. Замените подчеркнутые слова фразеологизмами. Что изменилось? Предложения запишите. 
- Вера Сергеевна объясняла решение задачи, но Петя не слушал.
- Ира узнала, что поездка откладывается, и загрустила.
- Кирилл целый день бездельничал.
- Мы догадывались, что он нас обманывает.
- Первого сентября Уля проснулась очень рано.
Справочный материал: повесить нос, водить за нос, ни свет ни заря, бить баклуши, пропустить мимо ушей.

Комплексное задание. Данное задание может стать стимулом для написания сочинения. 

Прочитайте текст. Найдите в тексте фразеологизмы (задание может быть предложено в игровой форме: "Кто больше найдет фразеологизмов в тексте?"). 
Мой самый близкий друг Шурик любил, оказывается, считать ворон, бить баклуши и гонять лодыря. Дома он, как о том были наслышаны все в квартале, палец о палец не ударял, чтобы помочь бабушке. Как его только не корили вернувшиеся с работы родители, что ему ни выговаривали, а ему все нипочем. В один из вечеров мы, приятели Шурика, услышали, что на его месте мы давно бы сквозь землю провалились и что мучили бы нас угрызения совести. А этому что ни толкуй - в одно ухо влетает, в другое вылетает. И таким он, оказывается, был и когда от горшка два вершка только составлял, и теперь, вымахавши с коломенскую версту. Все с него как с гуся вода, все ему что об стенку горох.
- Нет, мать, - заключил однажды отец, - я больше не намерен бросать слова на ветер и сидеть сложа руки.
И он потянулся за ремнем на стене, чтобы Шурику всыпать по первое число, задать баню, снять с него стружку и, в конце концов, показать, где раки зимуют... 
(По Э.А. Вартаньяну)

Найдите в тексте фразеологизмы, которые имеют одинаковое значение. Назовите их. Каково их значение?
О значении каких фразеологизмов вы еще догадались? Назовите их и объясните значение.

  1. Прочитайте. Запишите рядом с каждым фразеологизмом противоположный ему по значению фразеологизм.
    Повесить голову.                
    Воспрянуть духом.              
    Взять себя в руки.
    Выйти из себя.

            2.Подберите подходящий по смыслу фразеологизм.

О человеке, который ведет себя как не вполне здоровый, безумный.

О том кто часто меняет свои решения.
О человеке, которого трудно заставить поверить чему-либо, убедить в чём – нибудь.
О кротком и безобидном человеке.
О положении, когда опасность грозит с двух сторон.

О состоянии человека испытывающий страх. 

        3.   Посетите фразеологический «зверинец».  Объясните значение фразеологизмов. Какие из них характеризируют пороки человека?

Хитёр как лиса.
Труслив как заяц.
Голоден как волк.
Здоров как бык.
Изворотлив как уж.
Надут как индюк.
Нем как рыба.
Грязный как свинья.
Упрям как осёл.
Болтлив как сорока.
Колючий как ёж.

          4. Вставив этот фразеологизм в текст в нужной форме, ты узнаешь о проблемах твоих собеседников и сможешь помочь им советом. Например, зайчихе.

Зайчиха-мать: «Никак не  могу научить моего малыша не бояться волка! Зайчонок постоянно _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _, а это очень вредно для его здоровья, ведь из-за постоянных страхов он не развивается нормально».

        Предложите зайчихе несколько советов по воспитанию храбрости у зайчишек-трусишек.

        5. Подобрать фразеологизмы, в которых имеются слова голова, глаз, ноги. Задание называется «С головы до ног».

        Голова:                
Человек с головой.
Морочить голову.
Вскружить голову.
Потерять голову.
Не сносить головы.
Отвечать головой.
Как снег на голову.
Голова идёт кругом.
Сломя голову.

Глаз.
Мозолить глаза.
Хлопать глазами.
Говорить в глаза.
Пускать пыль в глаза.
Глазом не моргнуть.
С глазу на глаз.
Хоть глаз выколи.
Открыть глаза.
Как бельмо в глазу.

Ноги.
Со всех ног.
Встать на ноги.
Встать с левой ноги.
Падать с ног.
Потерять почву под ногами.
Сбиться с ног.
Идти в ногу.
Путаться под ногами.
Ног под собой не чуять.

        6. Распределить фразеологизмы в два столбика, записав в первый столбик фразеологизмы, состоящие из синонимов, а во второй из антонимов:

        Нет худа без добра, ум за разум заходит, из огня да в полымя, всеми правдами и неправдами, вопрос жизни и смерти, ни сыт, ни голоден, переливать из пустого в порожнее, с больной головы да на здоровую, цел и невредим.

        7. Прочитайте. Какие предложения содержат ошибки в употреблении фразеологизмов? Исправьте ошибки и запишите предложения.
- Вася выглядит здоровым, словно объелся белены.
- Женя остановилась, до глубины души восхищенная чудесной музыкой.

- Мы зашли в столовую заморить червячка.

- Я брел мимо различных киосков, глубоко подавленный, хотя вокруг меня никто не путался под ногами.

        8. Выпиширусские народные пословицы и поговорки, содержащие фразеологические обороты.

Веселая голова живет спустя рукава.

Ему и беда, что с гуся вода.

Мы с ним живем душа в душу.

Не криви душой.

Здоровью цены нет.

Плывет по течению, как полено.

Кто весел, а кто и нос повесил.

Гляди в оба, да не разбей лба.

В здоровом теле – здоровый дух.

Потерявши голову по волосам не плачут.

С больной головы да на здоровую.

9. Какой словарь рассказал о начале своего рабочего дня?

«Я сегодня встал ни свет ни заря, с первыми петухами. Утренняя гимнастика вогнала меня в пот, и я на всех парусах помчался к речке. От ледяной воды у меня побежали мурашки, но я с горем пополам умылся и отправился на кухню. Ароматные запахи вызвали такой волчий аппетит, что у меня потекли слюнки. В кафе на завтрак мне предложили разнообразное меню: биточки, тефтели, фрикадельки, винегрет, спагетти, чай и какао. Но я съел только бутерброд, сардельку, салат из помидоров, торт «Наполеон» и выпил чашку кофе с сахаром».

- Расскажите, что предложили вам на завтрак?

10. Прочитайте. Какие из фразеологизмов записаны правильно? В каких фразеологизмах имеются ошибки? 

Беречь как зеницу глаза, встать не с той ноги, вернуть к жизни, пышет здоровьем, губы заговаривать, покраснеть до кончиков волос.

Исправьте ошибки и запишите фразеологизмы.
        11. Допишите фразеологизмы, выбрав из скобок нужное слово или форму слова. Объясните ваш выбор.
Держать ... востро (уши, ухо)
Дрожать как ... лист (осиновый, березовый)
С ... нос (голубиный, гулькин)
Хоть ... вешай (лопату, топор)
Не в своей ... (чашке, тарелке)

12. Найдите фразеологизм, у которого несколько значений.

Пышущий здоровьем, поставить на ноги, отвечать головой, здоров как бык.

  1. Дополнить стихотворение рифмованным фразеологизмом.

Дружнее этих двух ребят

 На свете не найдёшь.

О них обычно говорят:

Водой …(не разольёшь)

Мы исходили городок

Буквально вдоль и поперёк.

И так устали мы в дороге,

Что еле …(волочили ноги)

Фальшивят, путают слова,

Поют кто в лес, кто по дрова.

Ребята слушать их не станут:

От этой песни уши …(вянут)                                            

        14. Нарисовать рисунки – подсказки  к фразеологизмам.

Я волка ужасно боялся, до слёз!

Но я разрешил этот сложный вопрос.

Как только на празднике волком я стал –

Дрожать как осиновый лист перестал!

             Пришла в школу девочка,

В волосах корона.

Улыбнулись мальчики,

- Белая ворона!

Как показывает опыт, выполнение данных упражнений не только обеспечивает адекватное усвоение особенностей функционирования фразеологизмов в конкретных речевых ситуациях, но и стимулирует вести здоровый образ жизни.

Необходимо уделять большее внимание изучению фразеологизмов, ведь благодаря им увеличивается словарный запас, речь становится более образной, яркой и эмоциональной.


Copyright © 2014. All Rights Reserved.