Урок русского языка во 2 классе

Тема.Предложение. Понятие о предложении.

Цель урока:

  • Формировать понятие о предложении, представление о видах предложений по интонации (эмоциональной окраске); на деятельностной и текстовой  основе формировать навыки  чтения и правописания предложений.
  • Развивать речь, память, мышление  и орфографическую  зоркость, умения  рефлексивной деятельности  учащихся.
  • Воспитывать активность, познавательный интерес, позитивное  эмоционально-ценностного отношение к изучаемой теме и предмету , к животному миру.

Оборудование:

ХОД УРОКА

І. Организационный момент .Создание эмоционального настроя.

-Сегодня мы показываем урок русского языка для учителей, которые сейчас  тоже учатся, а их ученики, такие же мальчики и девочки,как и вы, ждут их возвращения в других школах. Будьте на уроке внимательны, активны. Желаю удачи! Начинаем.

ІІ.Минутка каллиграфии

ся ем ём ыл ол ом ал им

-Какие соединения записаны на верхней строке? Все эти соединения нам сегодня встретятся при написании слов. Спишите их правильно.

-Прочитайте записанные слова орфоэпически.

-Как мы можем назвать их одним словом.

-А с точки зрения русского языка, какие это слова?

Прочитайте их орфографически и назовите орфограммы.

С_рока, в_рона, в_р_бей, ласт_чка.

-Спишите ,подчеркнув орфограммы.

-Что записано на первой строке?на второй строке?

-Прочитайте записанное на третьей строке.

Помоги птицам зимой.

-Что это?

-Какие правила написания предложений вам знакомы с первого класса?

-Запишите предложения каллиграфически и покажите готовность.

III. Актуализация опорных знаний. Мотивация учебной деятельности. «Мозговой штурм»

-Вспомним цепочку «Речь-звук».

 -Для чего вообще людям нужна речь?

-А животные общаются друг с другом? Есть ли речь у животных?

(Всем животным приходится добывать пищу, защищаться, охранять границы территории, , заботиться о потомстве. Они ,конечно, общаются и передают друг другу информацию при помощи специальных сигналов, которые помогают общаться родителям и их потомству, демонстрируют миролюбие или агрессию, сообщают о наличии пищи, об опасности.)

-На нашей огром­ной пла­не­те Земля толь­ко нам, людям, дан ве­ли­кий дар – уме­ние го­во­рить, об­щать­ся друг с дру­гом.

-Какой должна быть речь ученика?

 

                                                Речь

 

(Речь долж­на быть по­нят­ной, об­ду­ман­ной, бо­га­той, куль­тур­ной, гра­мот­ной,  пра­виль­ной, раз­бор­чи­вой. Вот какой хотели бы слышать речь своих учеников учителя.)

-А что нужно для этого ученикам делать на уроке русского языка?

IV. Объявление темы и задач урока. Работа с  таблицей-схемой раздела.

-Как мы уже сказали , речь состоит из предложений. Тема нашего урока-.Предложение.

-Мы начинаем новый раздел «Предложение». Изучая этот раздел, мы узнаем, какими бывают предложения по цели высказывания, по интонации, будем учиться устанавливать связь слов в предложении. А сегодня мы уточним и расширим  наши знания о предложении, будем учиться правильно читать и писать предложения, повторим изученные правила и познакомимся с новыми. Я недаром спрашивала вас о животных, ведь во всех упражнениях, которые мы сегодня будем выполнять, речь пойдет о животных нашей планеты.

V. Работа над новым  материалом. Упражнения .

1.Упражнение 1. Объяснение учителя с элементами беседы.

Морская черепаха двигается в воде очень ловко.

-Прочитайте записанное на доске.

-О ком здесь говорится?

-Что вы узнали о морской черепахе?

-Какую картину вы себе представили , когда услышали эти слова? (иллюстрация.)

Эти слова составляют предложение и выражают законченную мысль.

2. Упражнение 281. Работа с учебником.

-Прочитайте задание.

-Познакомьтесь с записями.

-Как вы считаете, какие группы слов составляют предложение?

-Обратите внимание, связаны ли слова в этих предложениях между собой? В правильном ли порядке они расположены.

-Вам нужно списать только предложения. Какие предложения вы запишите? Какие правила написания предложений будете соблюдать?

Запись -3,4

3.Работа с правилом 1.Чтение. Повторение.

-Прочитайте правило. Что выражает предложение?

4. Упражнение 282.

- Прочитайте задание.

-Познакомьтесь с текстом. Из скольких предложений состоит текст?

-Как отделяются друг от друга предложения в устной речи? В письменной речи?

-из чего состоит предложение?

-Найдите схемы в конце упражнения. Какие предложения соответствуют этим схемам?

-Запишите эти предложения. Соблюдайте правила написания предложений.

-Сколько слов в первом , во втором предложении? Может ли предложение состоять из одного слова?

Физминутка

-О каких животных говорится в этом упражнении?(иллюстрации)

5.Упражнение в чтении восклицательных предложений. Работа с таблицей «Эмоции». Просмотр презентации.

-Одни предложения мы  произносим  спокойно, а другие- с особым чувством (интонацией).Это происходит тогда, когда мы хотим выразить какие-то эмоции.

-Назовите , какие эмоции выражают эти рисунки.

-Я прочитаю предложения спокойно, а вы будьте готовы ответить : какие чувства вызывают у вас вот такие предложения про пчел? (презентация)

За один вылет из гнезда пчела облетает приблизительно  тысячу цветов.

Чтобы собрать один килограмм мёда, одной пчеле нужно обойти один миллион цветов.

В крупной пчелиной семье находится около восьмидесяти тысяч пчёл.

-Прочитайте эти предложения с удивлением, восторженно. В вашей устной речи мы услышали эти эмоции. А как сделать так, чтобы выразить это в письменной речи? (Поставить  в конце предложений восклицательный знак). Если предложение произносится с сильным чувством, то в конце предложения ставится восклицательный знак.

6.Упражнение . Работа в парах. Восстановление диалога. Развитие речи.

-Мы сегодня уже говорили о том, что в конце предложений ставится точка, теперь выяснили, что можно в конце предложения поставить восклицательный знак.  А еще есть знаки препинания, которые ставятся в конце предложений ?

-Что такое диалог? А как происходит диалог между людьми? (Один человек спрашивает, другой отвечает).Сейчас мы поработаем в парах. Два ученика составляли диалог по тексту про слона. Вам предлагаю только  ответы на вопросы , а  вы должны выяснить , какими были  вопросительные реплики  диалога .Покажите готовность,что вы справились с работой.

-……………………………….?

-Слон ест траву, листья и фрукты.

-……………………………….?

-Слон махает огромными ушами, как веером, чтобы охладиться.

-Запишем восстановленные вами предложения. Какие правила будем соблюдать?

Запись вопросительных предложений.

Что ест слон? Зачем слон махает ушами?

7. Первичное закрепление. Самостоятельная работа.

Разделите текст на предложения. Поставьте необходимые знаки препинания в конце предложений. Вставьте пропущенные буквы.

Почему эту рыбу называют парусником плавник  на сп_не рыбы похож на парус  он начинается с г_ловы и идет почти до хв_ста 

VI. Итог урока.Рефлексия.

1.Самостоятельное чтение правила в учебнике.

2.Итоговая беседа.

-Задание: выбрать любое животное и отнести его к группе, к которой оно относится. Ответить на вопрос.

черепаха пресмыкающиеся Что выражает предложение?
петух птицы Из чего состоит предложение?
пчёлы насекомые Сколько слов может быть в предложении?
слон млекопитающие Какие знаки могут стоять в конце предложений?
парусник рыбы Назвать правила написания предложений.
лягушка земноводные Объяснить домашнее задание .Упражнение 283

3.Рефлексия.

 Оцените свою работу на уроке. Выберите то, что сегодня в конце урока можете сказать о себе.

1.Я работал   на уроке   

А)  Отлично       Б)  хорошо    В)  мог бы работать лучше

2.На уроке

А) Мне было интересно      Б) мне было скучно

3.При выполнении заданий

 А) мне было трудно     Б) я справился со всеми заданиями

4.Особенно мне запомнились упражнения о

А) черепахе   Б) пчёлах  В) слоне    Г) паруснике


Copyright © 2014. All Rights Reserved.