Воспитание навыков самостоятельной работы у учащихся при выполнении домашних заданий

         Самостоятельному учебному труду учащихся придаётся большое значение, особенно в условиях работы школ продлённого дня. Условия их работы дают возможность сделать формирование самостоятельности процессом непрерывным (как в урочное время, так и во время второй половины дня). Организация выполнения домашнего задания – важный элемент педагогического процесса, направленный на развитие самостоятельности учащихся.

         Что же такое домашняя работа? Как организовать выполнение домашних заданий? Как руководить самоподготовкой учащихся? От правильного решения этих вопросов зависит воспитание у детей стремления к приобретению знаний, формирование познавательной активности и самостоятельности учащихся. А решение этих вопросов зависит в первую очередь от учителя и организатора самоподготовки – учителя, куратора, воспитателя ГПД или родителя. Роль и тех и других очень важна. Не усилия учителя помощью организатора самоподготовки, ни наоборот заменить нельзя. Существуют в психологии такие понятия  - контроль по продукту и контроль по процессу. Первый из них  - это контроль над качеством изделия, хорошо оно сделано или нет. Второй – над ходом его изготовления. Учитель, в большинстве случаев, осуществляет контроль по продукту, он проверяет, верно выполнено задание или нет. Но он не может посмотреть, как ученики занимаются дома, рациональными приёмами пользуются или нерациональными. Это уже контроль по процессу, и осуществлять его лучше всего организатору самоподготовки.

         Из сказанного вытекает важный вывод. Помощь родителей, куратора, воспитателя группы продленного дня не должна копировать действия учителя. Рассмотрим особенности и требования к организации своей деятельности каждым из участников учебного процесса во второй половине дня – учителем и организатором самоподготовки.

Переходные моменты от усвоения новых знаний к выполнению домашних заданий,

присутствие которых обеспечивает успешные условия для формирования самостоятельности учащихся в процессе самоподготовки.

  1. Планомерная подготовка учащихся к выполнению домашних заданий в процессе урока (без дублирования методов и приемов самоподготовки).
  2. Правильная постановка домашнего задания.
  3. Правильная организация самоподготовки учащихся, предусматривающая плановость, последовательность выполнения различных видов самостоятельной работы, учитывая специфику каждого предмета.
  4. Разработка системы выполнения заданий на уроке.
  5. Максимальное использование учебно-материальной базы школы.
  6. Творческий подход к использованию режимных моментов (самоподготовку целесообразно проводить в два приема).

Советы учителю, который задает домашнее задание

 

 

  1. Четко осознавать самому и помочь осознать учащимся цель каждого конкретно домашнего задания.
  2. Задавать не просто «отселева доселева», а учить, как наилучшим образом, в наиболее короткий срок выполнить это задание.
  3. Уточнить, какие трудности могут встретиться и как их преодолеть, на что обратить особое внимание.
  4. Дать тщательный инструктаж, как выполнять домашнее задание.
  5. Постоянно и систематически!!! Проверять домашние задания.
  6. Вести контроль и учет выполнения домашних заданий детьми.

Рассмотрим реализацию некоторых советов на примерах.

В период, когда домашние задания появляются впервые (второе полугодие первого класса или начало второго класса) учитель не должен бояться потратить время на уроке на беседу о том, как выполнять домашние задания по каждому из предметов или как выполнять задания определенного типа (списывание, решение уравнений, т.д.). Чтобы не тратить на это время на последующих уроках, желательно, чтобы, в итоге беседы появились памятки или алгоритмы.

Не следует торопиться при задавании. Нужно воспитывать у учащихся привычку выяснять то, что представляет трудности в работе, приучать их задавать вопросы по домашнему заданию, учить детей повторять формулировку задания своими словами. Вообще обязательным этапом в овладении детьми умением самостоятельно выполнять задание, является обучение правильному и быстрому чтению самого задания. Этому способствуют такие задания:

  1. чтение с доски словосочетаний, которые характерны для большинства типов заданий: прочитай рассказ (статью и т.д.), прочитай еще раз, прочитай повторно, подготовься отвечать на вопросы (рассказать о…), найди отрывок, рассмотри рисунок и т. д. Ученики должны привыкнуть к самим формулировкам, научиться их быстро читать и соотносить с конкретными действиями.
  2. Работа на карточках: все карточки начинаются со слова «прочитай…», а второе слово на всех карточках разное. Осознанность восприятия проверяется в процессе беседы.
  3. Выработка умения технически правильно читать предложенное задание: на доске написан текст задания, размеченный учителем на законченные смысловые отрывки, с подчеркнутыми ключевыми словами.
  4. Работа с содержанием задания и обдумывание приемов, при помощи которых их можно лучше выполнить: сначала ряд промежуточных заданий предлагает учитель, затем его составляют сами учащиеся.

Прочитав и разобрав задание, напомнить, каким правилом, алгоритмом нужно пользоваться при его выполнении. Желательно, чтобы все правила были собраны в справочнике и пронумерованы, тогда достаточно указать его номер, который можно записать в дневнике; М №3 (модель №3) или А №5 (алгоритм №5).

При проверке домашнего задания нужно задействовать как можно больше учащихся. Для этого можно использовать такие приемы:

  1. Проверка домашнего задания, которое «выполнил ученик другого класса» или «сказочный герой».Текст такого домашнего задания записан на доске, желательно не просто назвать ошибки, а найти их причины, дать советы ошибающемуся.
  2. Выполнение задания, подобного домашнему, сравнение их.
  3. Работа с сигнальными карточками.
  4. Прием «защита» используется при проверке заданий творческого характера, требующих доказательства.

Чтобы ребенок был заинтересован в выполнении домашних заданий, нужно убедить его в их необходимости и эффективности. Для этого учитель ведет систематический учет «пробелов», неудач каждого ученика. Это позволяет перед определенным видом работ – диктант, изложение, контрольная работа – дать каждому учащемуся «свое» домашнее задание, наиболее важное для него на данном этапе.

Виды дифференцированной помощи во время самоподготовки

         Рассмотрим теперь виды дифференцированной помощи, которую может оказать куратор и родитель, не нарушая при этом главного требования, предъявляемого к самоподготовке – самостоятельное выполнение домашних заданий (выдержать границу между «помогаю» и «делаю за тебя»).

  1. Указание типа или правила, на которое опирается данное задание.
  2. Дополнение к заданию в виде чертежа или схемы.
  3. Запись условия (кроме словесного): в виде таблицы, матрицы, знычков.
  4. Указания алгоритма решения.
  5. Приведение аналогичного задания, выполняемого раньше.
  6. Разбор хода выполнения подобного задания.
  7. Предложение выполнить вспомогательное задание, наводящее на решение основного.
  8. Указание причинно-следственных связей, необходимых для выполнения задания.
  9. Расчленение сложной задачи на ряд элементарных.
  10.  Предупреждение о наиболее типичных ошибках.
  11.  Указание на уже допущенную ошибку в чертеже, схеме.

Таким образом, воспитание сознательного отношения к домашним заданиям представляет собой длительный творческий процесс, руководят которым учитель, куратор и родители. И если у ребенка не сформирован еще какой-то навык, то надо заниматься его выработкой, придерживаясь данных советов, а не объяснять снова и снова, как плохо, что этого навыка нет. Усилия, направленные на бесконечные объяснения, что учиться нужно и полезно, или же попытаться добиться этого с помощью угроз и наказаний желаемого результата принести не могут.


Copyright © 2014. All Rights Reserved.