Материалы

Урок. Основы здоровья.

Тема. Закаливание. Как закаляться.

Цель урока:

            А) образовательная:

дать представление о закаливании ,формировать представление о видах закаливающих процедур и о профилактике простудных заболеваний; познакомить с правилами сохранения и укрепления здоровья;

            Б) развивающая:

развивать познавательный интерес, мышление, речь, словарный запас, умение анализировать и устанавливать причинно-следственные связи

            В) воспитательная:

воспитывать интерес к предмету ; стремление к здоровому образу жизни; желание сохранить и укрепить своё здоровье

Оборудование:   учебники  (Бех И.Д., Воронцова Т.В., Пономаренко В.С., Страшко С.В. Основы здоровья. 1 класс .- К.: Алатон,  2012),ноутбук для просмотра презентации, иллюстрации; раздаточный материал для работы в группах; таблички с закаливающими процедурами ; полотенце, варежка из махрового полотенца,  тазик.

Ход урока

I.Мотивация учебной деятельности. Целеполагание. Подготовка к эффективному восприятию.(3 ')

Понятие о закаливании.

-Вот и заканчивается осень,скоро наступит зима. Природа всё реже одаривает нас хорошей погодой , люди всё чаще болеют

-Почему люди простужаются? (Ответы детей)

Человеческий организм  имеет сложное строение и выполняет множество функций. Одна из его функций – регулирование температуры тела. Организм человека гораздо хуже реагирует на холод, чем на тепло. Вот поэтому, даже легкий сквозняк может вызвать переохлаждение и привести к насморку, чиханию и более серьезным последствиям. Нужно помнить и о том, что наше тело -своеобразный “дом” для микробов(иллюстрация) Он пытается защитить нас. Но если наш организм переохладился, защитные силы ослабевают, и болезнетворные микробы начинают проявлять своё вредное воздействие. Возникает реакция организма - простуда. Чтобы этого не произошло, необходима тренировка тела  к воздействию холода.

Чтобы узнать состояние вашего здоровья, я попросила родителей ответить на вопросы анкеты.

Как часто в этом году у Вашего ребенка  была простуда?

0. Ни разу;
1. От 1 до 4 раз;
2. Более 4 раз.

Есть ли у него  хронические заболевания органов дыхания (бронхит, гайморит, ангина, ринит, тонзиллит)?

0. Нет;
1. Одно заболевание;
2. Комплекс заболеваний.

Бывают ли у него дни общего недомогания (вялость, упадок сил, сонливость, слабые

головные боли и т.д.)?

0. Крайне редко;
1. Часто;
2. Очень часто.


15 человек нашего класса в этом году простужались от 1 до 4 раз, 3 человека- более 4 раз.

6 человек часто испытывают слабые головные боли, вялость, упадок сил.

-Если ребенок заболел, он пропускает школу . А пропускать школу-это хорошо или плохо? Почему?

Давайте теперь с вами  выясним, все ли вы здоровы?

Если вы отвечаете «да», то загните палец на руке.

У меня часто болит горло;

У меня нередко бывает насморк;

Иногда у меня болит ухо;

У меня часто болит голова;

У меня часто болит живот, нередко меня тошнит;

-Поднимите руку, кто не загнул ни одного пальца? Таких совсем нет?! Значит абсолютно здоровых людей среди нас очень мало. 

-Сегодня на уроке мы узнаем, что можно сделать, чтобы не болеть, быть бодрыми и здоровыми . Тема нашего урока- «Закаливание. Как закаляться?»

ЗАКАЛИВАНИЕ —это система действий  человека ;то ,что человек делает для того, чтобы улучшить действие защитных сил организма, повысить его  устойчивость  к неблагоприятному действию холода, тепла и других факторов.

Закаливание организма - важный и необходимый элемент здорового образа жизни человека, о котором мы узнаём на уроках «Основы здоровья».

-Сегодня на уроке мы  должны узнать, с чего необходимо начинать  закаливание и как  правильно закаляться.

II. Работа над новым  материалом.(16')

-Я уверена, что всем вам знакомы такие фразы:

Если хочешь быть здоров - закаляйся!

Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!

-Начнем с Солнца и водных процедур.

1.Беседа по иллюстрации1.

-Где отдыхают дети?

-Зачем люди ездят на море?

-Чем заняты дети?

-Как они одеты?

-Можно ли купаться самостоятельно?

-С кем купаются дети?

2.Рассказ учителя с элементами беседы. Просмотр презентации.

  Слайд 1.Солнечные лучи являются очень полезными для организма детей. Под влиянием Солнца  хорошо проходит обмен веществ , погибают вредные микробы на коже,  улучшается состав крови. А еще в организме накапливается витамин Д, который не дает развиваться страшной болезни- рахиту и укрепляет кости.

Слайд 2.Но длительное пребывание на солнце без соблюдения правил вредит здоровью ;человек может перегреться, получить солнечный удар, у него ухудшается аппетит, может заболеть голова, возникнуть рвота, случиться обморок, солнечный удар.

 Загорать можно первый раз не более 3-5 минут. Постепенно увеличивая пребывание на солнце (до 5 минут в день), со временем можно принимать солнечные ванны (так называется эта процедура закаливания) в течение 25-30 минут.

-Находясь на пляже, нужно не забывать пить воду. Почему?

-Загорать можно в период  с 8 до 10 ч утра или с 5 часов вечера.

-Если на теле появилось покраснение- значит у вас обожжена кожа .В таком случае принятие солнечных ванн нужно прекратить.

Слайд 3.Вода и купание- это не только удовольствие и поддержание своего организма в чистоте. Купание и плавание укрепляют мышцы, кости человека, хорошо влияют на кровеносные сосуды и органы дыхания. Но и при купании тоже нужно соблюдать определенные правила.

К травмам и даже к смертельным случаям могут привести заплывы за ограждения, ныряния в воду с обрывов, мостов, баловство в воде, купание на надувных матрасах.

Слайд 4.Ежегодно в Украине около 200 детей получают серьезные травмы и погибают при купании летом.

Если вы переохладились из-за слишком длительных купаний, это может стать причиной простуды.

-Как вы  узнаете, что заболели?

-Чтобы не переохладиться, время  купания тоже нужно увеличивать постепенно.

3.Беседа по иллюстрации 2.

-Какое время года на следующей иллюстрации?

-Чем заняты ребята?

-Правильно ли они одеты?

-Самостоятельно ли гуляют дети?

-Какую пользу приносит такой отдых?

-Вывод прочитаем под иллюстрацией. В какое время года можно закаляться?

-Закаляться можно в любое время года .Делать это можно и в домашних условиях.

4.Слушание песни в исполнении учителя

Ни мороз мне не страшен, ни жара,
Удивляются даже доктора,
Почему я не болею,
Почему я здоровее
Всех ребят из нашего двора.
Потому что утром рано
Заниматься мне гимнастикой не лень,
Потому что водою из-под крана
Обливаюсь я каждый день …”

проверка первичного восприятия

-Почему этот ребёнок не болеет?

 -Кто из вас делает утреннюю гимнастику? Для чего она необходима?

Физминутка

Упражнения на все группы мышц

Дыхательная гимнастика по Стрельниковой

1)1,2-резкий вдох через нос -руки «притягиваются»

    1,2,3.4-длинный выдох через рот

2) 4 вдоха через нос- сжимается грудная клетка

    1,2,3.4-длинный выдох через рот

5.Рассказ учителя ,постановка проблемы, работа с иллюстрациями( обливание холодной водой)

-В песне ребёнок обливается каждый день водою из-под крана. А есть люди, которые зимой купаются в водоёмах .Вы знаете как их называют?(их называют моржами).Морж-животное северных морей. Он боится холодной воды?  (Он не боится холодной воды низких температур).

-Можно ли сразу начинать закаливание так? Почему?

6.Презентация опережающих заданий

-Закаляться можно только с родителями и предварительно посоветовавшись с врачом.

Сообщение № 1

Начинать процедуру следует с контрастных ванночек для ног , т.е. перемещать ножки ,чередуя тёплую и прохладную воду. Первые процедуры займут несколько секунд, но этого достаточно для закаливающего эффекта. Ноги нужно потом вытереть насухо.

Сообщение №2

Можно делать  обтирания. Влажным полотенцем, смоченным водой (температура воды 18-20 °С), рекомендуется обтирать тело в течение 2-3 мин.

Сообщение № 3

Слушание стихотворения в исполнении учащегося.

Воду в тазик я налью,
Горстку соли растворю,
Лучше соли не простой,
А особенно – морской!
Мама мягкой рукавицей
Оботрёт меня водицей,
Спину, руки, шею, грудь.
Скажет мне: “Здоровым будь!”

Привыкнув к этой процедуре, можно перейти к обливанию. Вначале обливаются  тёплой водой, постепенно делая её холоднее. После 2-3 месяцев организм будет готов к следующему этапу закаливания – к душу.

И обливание, и холодный душ – сильные закаливающие средства.

Сообщение № 4

Для закаливания организма хорошо ходить босиком, это – массаж стоп, можно ходить без обуви по росистой траве ,но нужно быть внимательным, ходить осторожно и смотреть под ноги.

Ходьба босиком как средство закаливания использовалось с незапамятных времен. Так, например, в Древней Греции, где физическая культура была на большой высоте, дети получали право на ношение обуви только с 18 лет, а до этого ходили только босиком.

7.Рассказ учителя .

Воздух – еще один бесценный дар природы и средство закаливания. Прежде всего, воспользоваться целебными и оздоровляющими свойствами свежего воздуха нужно, когда приходится долго находиться в помещении. Необходимо это помещение периодически проветривать. Обязательно проветривается комната перед сном. Следующей процедурой будет утренняя зарядка на воздухе.  Закаливание воздухом –это и  ваш активный отдых: прогулки, экскурсии, туристические походы.

 8.Работа в парах. (учебник с.37)

-Назовите предметы одежды, подберите предметы одежды для зимы и лета.

Проверка.

9.Работа со стихотворением. (учебник с.37)

а) мотивация

-Если одеваться не по погоде, можно навредить своему организму (перегреться или переохладиться).Давайте послушаем историю про зайчика.

-Почему зайчик заболел?

б) словарная работа

Зелье -лекарственный напиток, настой на травах.

в)чтение стихотворения,проверка первичного восприятия

-Почему зайчик заболел?

д) повторное чтение; анализ-разбор

-Кто лечил зайчика?

-Каким образом?

-Прочитайте последнюю строку. У кого из вас болели уши?

-Чему учит нас это стихотворение?

Физпауза.

- Послушайте, я прочитаю  полезные и вредные советы, а вы внимательно слушайте и отвечайте на вопросы: да - нет.

Если мой совет хороший,
Вы похлопайте в ладоши!
На неправильный совет
Говорите: нет, нет, нет!
Постоянно нужно есть
Для зубов для ваших
Фрукты, овощи, омлет,
Творог, простоквашу.
Если мой совет хороший,
Вы похлопайте в ладоши.
(Дети хлопают в ладоши.)
Не грызите лист капустный.
Он совсем, совсем не вкусный.
Лучше ешьте шоколад,
Вафли, сахар, мармелад.
Это правильный совет? (Нет, нет, нет!)
Говорила маме Люба: -
Я не буду чистить зубы!
И теперь у нашей Любы
Дырка в каждом, каждом зубе.
Каков будет ваш ответ?
Молодчина Люба? (Нет, нет, нет!)
Блеск зубам чтобы придать
Навсегда запомните,
Милые друзья.
Не почистив зубы
Спать идти нельзя.
Если мой совет хороший
Вы похлопайте в ладоши. (Дети хлопают в ладоши.)
Зубы вы почистили
И идите спать.
Захватите булочку
Сладкую в кровать!
Это правильный совет? (Нет, нет, нет!)

III. Закрепление изученного материала.(9')

 1.Работа в группах . Составление коллажа

1 группа: выбирает, наклеивает и по рисункам называет процедуры закаливания .

2 группа: выполняет задания «да-нет»

 Закаляться можно только летом.

Одеваться нужно по погоде.

Загорать нужно с утра до вечера.

Гулять на свежем воздухе нужно в любое время года.

Летом полезно ходить босиком по траве.

Закаляться нужно всей семьёй.

Обливаться нужно начинать сразу холодной водой.

3 группа: выбирает, наклеивает и по рисункам называет полезные для здоровья продукты питания.

2.Презентации групп.(уточнение и коррекция ответов)

IV.Подведение итога урока. Рефлексия. (3')

1.Беседа

-Какие виды закаливания вы можете назвать?

-Для чего необходимо закаляться?

2.Работа с индивидуальными картами «Закаливание»

-отметить своё настроение

-отметить зелёными и красным цветом какие виды закаливания вы уже осуществляете (не применяли); напоминание об обсуждении  плана и правил закаливания с родителями

-просмотр результатов учителем; пожелание

Я желаю вам, ребята
Быть здоровыми всегда.
Но добиться результата
Невозможно без труда.

Мы открыли всем секреты,
Как здоровье сохранить,
Выполняйте все советы,
И легко вам будет жить.

Литература

  1. Голоцван О.А., Лещук Н.О.,Мирошниченко Т.І. Я- моє здоров΄я- моє життя.-К.: Навчальна книга, 2004
  2. Макаренко В.М.,Туманцова О.О. Як опанувати технологію формування критичного мислення . -Х.: Основа, 2008
  3. Наволокова Н.П. Енциклопедія педагогічних технологій та інновацій. - Х.: Основа, 2009
  4. http://www.beauty-in-health.net/stihi/stihi-o-zdorove-dlya-detej/
  5. http://www.zanimatika.narod.ru/ZOJ.htm
  6. https://ddu2skidel.schools.by/pages/anketa-dlja-roditelej-zdorovyj-obraz-zhizni