Материалы

Формирование орфографического навыка

В.В.Репкин писали, что «если орфографию слова рассматривать как средство отображения его фонемной, а не морфологической структуры, то осознать основания орфографического действия можно еще до изучения грамматики... При этих условиях орфографическое письмо с самого начала может быть сформировано как действие полностью осознанное и обобщенное во всех его звеньях»

Виды упражнений, которые способствуют воспитания внимания учащихся и предупреждению ошибок

1. Записать слова река, вода, подчеркнуть в первом слоге гласные. Дописать 3 слова, в которых первый слог был бы ударным.

2. Написать 3 слова, в которых букв больше, чем звуков. Подчеркнуть гласные.

3. В словах поставить ударение. Подчеркнуть буквы, которые обозначают мягкие согласные звуки.

4. Дописать слоги так, чтобы первый слог был бы ударным.

Например: сос…, ре…, ря…, тра…, гри…

5. Выписать из текста слова с безударными гласными. Поставить ударение, проверить безударную гласную.

6. Выписать из текста слова с безударной гласной в первом слоге. Напиши проверочное слово.

7. Подобрать родственные слова к словам мир и мера, лизать и лезть, менять и мина, сидеть и седеть, спешу и спишу.

8. К каждому из данных слов подобрать только родственные.

а) Лето, летать: летчик, полет, летний, летом, пролететь.

б) Вода, водитель: водичка, подводный, проводить, водяной, проводник, подводить.

в) Горе, горький, гористый: горчить, горка, горевать, пригорюнился, горчица, горюшко, гора.

г) Пахнет, пахать: пахота, пахучий, вспахать, запахи, перепахать.

8. Какое слово не родственное? Почему? Записать только родственные, подчеркнуть корень.

1) Менять, сменить, заменить, мина. 2) Волны, вол, волнистый, волноваться. 3) Изба, избушка, избаловаться, избенка. 4) Польза, ползти, полезный, пользоваться. 5) Давка, давить, давно, сдавить, раздавить. 6) Плата, плотный, платить, сплотить. 7) Лепка, лепить, налепить, слепок, слепой, прилепить.

9. Можно ли проверить одно слово другим? Если нет, то почему?

Силач – сёла, кроить – край, пороть – пара, катать – кот, волна – вол, травить – травка, махать – мох.

Подобрать такое слово, чтобы оно было проверочным.

10. Прочитать записанные на доске близкие по смыслу слова: определить, родственные ли они. Если нет, то почему? Назвать безударные гласные и проверить их.

Кидать, швырять, бросать.

Боялся, пугался, робел.

Упал, свалился.

11. К данным словам подобрать слова, близкие по смыслу. Родственные они или нет?

Доктор (врачи), кони (лошадь), рыть (копать), плакать (реветь).

12. Прочитать, назвать пропущенные буквы; списать, вставляя их.

Кр..евой, м..нёр, м..нять, м..сной, к..тать, к..ты, к..ток, л..нивый, д..лина, с..ло и др.

13. Записать под диктовку или списать словосочетания, вставляя пропущенные буквы.

Сп..шу в кино, св..ла гн..здо, резиновые м..чи, сп..шу упражнение и т.д.

14. Прочитать слова на доске, назвать пропущенную букву; устно подобрать проверочные слова; списать, вставляя пропущенные буквы.

1) Ж..ры, ж..лток, ж..ра, ж..вой, ж..леть.

2) Ч..сы, ч..рвяк, ч..тать, ч..тать, ч..ртить.

3) Ш..сты, ш..рина, ш..ры, ш..лить, ш..пот, ш..стой.

15. Выписать пары слов: в одну колонку – с проверяемыми безударными гласными, а в другую – с непроверяемыми.

Водный, малина, возила, водила, баран, калина, чистота, травяной и др.

16. Образовать новые слова, заменяя первый согласный каким-либо другим согласным по образцу: кот, вот, рот, пот. Проверяемые безударные подчеркнуть.

Шары (дары, пары), гора (пора, кора, нора, Лора , лила (пила, мила, жила).

17. Прочитать записанные слова. Определить, какие это части речи. Указать, сколько в каждом слове гласных и согласных звуков. Списать, вставляя пропущенные буквы.

Разб..вал, зап..х, в..здушный, др..знил, м..лчанка, вст..вной, гр..ница, ст..ит, л..систый и т.д.

18. Списать, обозначив корень. Назвать звуки, написание которых расходится с произношением.

Холодильник, ткачиха, хвастун, мясной, звериный, повстречать.

19. записать под диктовку слова (1 вариант – с безударной гласной, 2 вариант – с сомнительной согласным), подчеркните те гласные и согласные корня, написание которых надо проверять.

Робкий, мотки, качалка, ловкий, низкий, обновка, правдивый, тропка, тростинка, уронил, повозка.

20. Списать слова ( 1 вариант – с непроверяемыми, 2 вариант – с проверяемыми безударными гласными в корне); слова 2 варианта зачитать в алфавитном порядке.

Комната, засвистеть, балкон, потолок, второй, запасать, абажур, длина, скворец, доярка, гардероб, борода, борозда, диван.

21. Прочитать. Определить, какой частью речи являются данные слова. Указать спряжение глаголов. Назвать пропущенные буквы и проверить их написание. Списать в алфавитном порядке, ставя глаголы во 2 лице единственного числа.

Захв..тить, ч..тать, пл..тить, б..роться, д..ржать, г..нять, т..нуть, просл..влять, т..рпеть.

22. Записать под диктовку слова, подчеркивая орфограммы корня. Указать, где нарушен алфавитный порядок в записи слов. Назвать в каждом слове орфограммы и устно проверить или объяснить их написание.

Дождливый, зернистый, костлявый, низина, минер, площадка, ползти, прелестный, тростник, селедка, смягчать, хотеть, шептать.

23. Подобрать однокоренные слова с ласкательным суффиксом –очк- или –ечк- : тележка, салазки, тетрадка, лепешка. Определить проверяемые или непроверяемые безударные гласные в корнях этих слов.