Разработка внеклассного занятия по теме «Хороший Интернет – безопасный Интернет» для 5-6 классов

Автор: Сурду Константин Якобович,учитель информатики ЗЛ «Логос»

Цели: 1. Познакомить детей с основными правилами безопасного использования сети

                Интернет.

            2. Формировать информационную культуру учащихся, умение самостоятельно

               находить нужную информацию, учить ориентироваться в информационном

               пространстве.

            3. Развивать творческое мышление учащихся, умение моделировать ситуацию,

                учить работать в команде.       

            4. Воспитывать грамотного и ответственного пользователя сети Интернет.

Оборудование: конверты с заданиями для групповой работы, сигнальные карточки, рисунки детей, листовки для записи правил безопасного поведения в Интернете, клеящиеся карточки для рефлексии, мультимедийный проектор, презентация учителя.

Методы: интерактивный, проблемного обучения, игровой.

Формы: фронтальная, групповая, коллективная.

Презентация учителя

І. Организационный момент

ІІ.Введение в тему (разгадывание загадки) Слайд

Есть такая сеть на свете,

Ею рыбу не поймать.                                                    

В нее входят даже дети,

Чтоб общаться иль играть.

Информацию черпают,

И чего здесь только нет!

Как же сеть ту называют?

Ну, конечно ж…

ІІІ. Работа с  рисунками «Интернет глазами детей»

 Ученики комментируют свои рисунки. Рисунки развешены на доске.

IV. Объявление темы занятия. Формулирование цели. Слайды

- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на занятии?

- Сегодня на занятии мы будем говорить не просто об Интернете, а о безопасном Интернете. Тема нашего занятия: «Безопасный Интернет».

Эпиграф:

Соблюдая правила и этикет,

Будет счастлив белый свет,

Потому что всем нам нужен

Безопасный Интернет!

- Так что же надо знать и соблюдать, чтобы Интернет был безопасным?

- Давайте определим цель нашего занятия. Слайд 

V. Вступительная беседа.  Слайды

- Что же такое Интернет? Закончи предложение. Интернет - это…

Дети продолжают: всемирная паутина и доступная в ней информация.

- Для чего нам нужен Интернет?

Прослушивание песенки для детей из мультсериала «Фиксики» https://www.youtube.com/watch?v=BnxCG9DeV6o
Задание: прослушайте песенку и назовите достоинства Интернета 
Вывод: Интернет нам нужен для того, чтобы искать информацию, учиться, общаться.

А как не сбиться нам с пути?

Где и что в сети найти?

Нам поможет непременно что?

Ученики отвечают хором: поисковая система.

- Какие поисковые системы вы знаете? Ученики называют. Учитель обобщает, показывая на экране поисковые системы. Слайд

- Мы рассмотрели достоинства Интернета. А может ли Интернет быть опасным?

- Да, Интернет  может быть опасным.

- Какие опасности могут быть в Интернете?

  VI. Мотивация учебной деятельности. Работа над правилами поведения в Интернете. Слайды

- Когда вы идете в школу, родители напоминают вам о правилах поведения в школе, о соблюдении правил перехода улиц или дорог.

Чтобы не попасть в неприятную и даже опасную ситуацию в Интернете, надо также знать и соблюдать правила поведения в Интернете. Вот сейчас мы и будем работать над основными правилами безопасного поведения в Интернете.

Учитель раздает детям  листовки, в ячейки которых они будут записывать правила поведения в  Интернете.

1           

Правило 1. Не дай себя обмануть.

- Запишите правило 1 в ячейку вашей листовки (и так каждое следующее правило).

- Случались ли с вами ситуации, когда вам обещали прислать СМС сообщение,  обещая

большую сумму денег или какой-либо подарок.  

Знайте: «Бесплатный сыр бывает только в мышеловке».

Просмотр видео «Остерегайся мошенничества в сети».

https://www.youtube.com/watch?v=AMCsvZXCd9w

Задание: запомните как больше рекомендаций, чтобы не попасть в злые руки

мошенникам.

- Что же нужно знать  для того, чтобы не попасть в злые руки мошенников?

Правило 2.Осторожно, вирусы.

- Как вы понимаете, что такое компьютерные вирусы?

- Какие антивирусные программы вы знаете?

Учитель подводит итог, показывает антивирусные программы, дает им краткую характеристику.

Правило 3.Не размещай личную информацию.

- Почему нельзя размещать личную информацию? (домашний адрес, телефон, место учебы).

Правило 4.Будь вежлив.Это правило прочитать хором.

- Ребята, вы любите мультфильмы?

 Просмотр мультика «История одного знакомства».

https://www.youtube.com/watch?v=z33JK6mPzOc

- Посмотрите мультик и сформулируйте следующее правило.

- Какое правило можно сформулировать?

Правило 5.Не встречайся с незнакомыми.

- Почему нельзя встречаться с незнакомыми?

Правило 6.Обращайся за помощью.

- Что же надо делать, если у вас все же случилась беда?

- Эти правила вложите в свои дневники и не забывайте их соблюдать, и тогда Интернет

будет вашим другом и приносить только радость.

VII. Игра с сигнальными карточками: «Что делать в Интернете хорошо, а что делать плохо» Слайд

- Мы рассмотрели золотые правила поведения в Интернете. А сейчас проверим, как вы их

усвоили. Учитель объясняет правила игры: делать хорошо – показываете зеленую  

карточку, делать плохо – показываете красную карточку. Как и при переходе улиц или дорог: на зеленый свет хорошо, а на красный – плохо. Далее учитель читает выражения, а дети

поднимают зеленую или красную карточку.    

1. Самостоятельно входить в Интернет.

2. Открывать и скачивать присланные из интернета файлы от незнакомых тебе людей.

3. Играть в логические игры.

4. Выходить на незнакомые сайты.

5. Смотреть мультфильмы, обучающие видео.

6. Назначать встречи с незнакомыми людьми из Интернета без родителей.

7. Долго сидеть в Интернете.

 8. Соблюдать правила ТБ.

 9. Размещать личную информацию (домашний адрес, номер телефона, место учебы).

 10. Советоваться с родителями или учителями.

 11. Устанавливать антивирусные программы.

 12. Грубить, оскорблять, унижать собеседника.

VIII. Комментирование ситуаций.

Задание: найдите правильный ответ и прокомментируйте его. Слайды

1. Ученик 5 класса Вася Паутинкин зашел на незнакомый ему сайт. Вдруг на экране компьютера появились непонятные Васе сообщения. Что предпринять мальчику?

А. Закрыть сайт

Б. Обратиться за помощью к родителям

В. Самому устранить неисправность

2. Вася Паутинкин на уроке информатики создал себе электронный ящик. Теперь он может обмениваться сообщениями со своими друзьями. Сегодня на адрес его электронной почты пришло сообщение: файл с игрой от неизвестного пользователя. Как поступить Васе?

А. Скачать файл и начать играть

Б. Не открывать файл

В. Отправить файл своим друзьям

3. Вася Паутинкин познакомился в Интернете с учеником 5 класса Иваном Неизвестным. Иван Неизвестный учится с Васей в одной школе и, вообще, Вася его ни разу не видел. Однажды Иван пригласил Васю встретиться с ним в парке. Что делать Васе?

А. Пойти на встречу одному

Б. Пойти на встречу вместе с мамой или папой

В. Не ходить на встречу

4. Новый друг Васи Паутинкина, с которым Вася познакомился вчера в интернете, Иван

 Неизвестный, попросил Васю срочно сообщить ему такую информацию: номер телефона,

 домашний адрес, кем работают родители Васи. Вася должен:

А. Сообщить Ивану нужные сведения

Б. Не сообщать в интернете, а  сообщить при встрече

В. Посоветоваться с родителями

ІХ.  Работа в малых группах. Слайды

 Задание: рассмотрите внимательно мозаику и составьте из рассыпанных слов

правилоработы в Интернете.                         

2

1. ПУБЛИКОВАТЬ…                2. ЕСЛИ ВЫ…                          3. НЕ СООБЩАЙ…  

Х. Проверка задания в малых группах. Слайды                                                                     

1. ПУБЛИКОВАТЬ В ИНТЕРНЕТЕ ФОТОГРАФИИ, ГДЕ НАХОДЯТСЯ ЧУЖИЕ ЛЮДИ, НЕЛЬЗЯ БЕЗ ИХ СОГЛАСИЯ.

2. ЕСЛИ ВЫ В ИНТЕРНЕТЕ ПОЗНАКОМИЛИСЬ С КЕМ-НИБУДЬ, ТО НЕ ВСТРЕЧАЙТЕСЬ С НИМИ БЕЗ РОДИТЕЛЕЙ.

3. НЕ СООБЩАЙ В ИНТЕРНЕТЕ  НЕЗНАКОМЫМ СВОЙ НОМЕР ТЕЛЕФОНА ИЛИ АДРЕС,  ДАЖЕ ЕСЛИ ТЕБЕ ОЧЕНЬ ХОЧЕТСЯ СКАЧАТЬ МУЗЫКУ ИЛИ ИГРУ.

ХІ. Работа над образными выражениями.

Задание: объясните образные выражения, применив их к Интернету. Слайд

Повернись, избушка, ко мне передом, а к лесу задом!

Современный Интернет – это не только обширная, но и настраиваемая среда обитания! В нем хорошо тому, кто может обустроить собственное пространство и научиться управлять им. Записывайте свои впечатления в блог, создавайте галереи своих фотографий и видео, включайте в друзья людей, которым вы доверяете. Тогда вместо бессмысленного блуждания по сети, ваше общение в интернете будет приносить пользу. 

Не пей воду из грязного колодца!

Даже когда мы испытываем жажду, мы не будем пить из грязного колодца. Также и в среде Интернет, случайно оказавшись в месте, которое производит отталкивающее впечатление агрессивного и замусоренного, лучше покинуть его, переборов чувство любопытства. Это защитит вас от негативных эмоций, а ваш компьютер – от вредоносного программного обеспечения.

Волку дверь не открывай!

У Интернет-мошенников  ничего не получится, если только мы сами не откроем им дверь – не сообщим им наши пароли,  не загрузим на свой компьютер сомнительные файлы или не дадим возможность пользоваться нашей сетью незнакомым людям.

ХІІ. Итог занятия.Слайды

- В Интернете есть много положительного. Что это? (Искать информацию, учиться, общаться).

- Чего нельзя делать в Интернете? (Обманывать, воровать, приносить людям боль).

В Интернете, как и в жизни: добро побеждает зло.

- А теперь в стихотворной форме еще раз повторим правила безопасного поведения в

Интернете.

Дети рассказывают краткие правила в стихах.

На доске: «Зная  правила эти, смело  плавай  в  ИНТЕРНЕТЕ! 

1. Иногда тебе в сети

Вдруг встречаются вруны.

Ты мошенникам не верь,

Информацию проверь!

2. Не хочу попасть в беду — 

Антивирус заведу.

Всем, кто ходит в интернет,

Пригодится наш совет.

3. Чтобы вор к нам не пришёл,

И чужой нас не нашёл,

Телефон свой, адрес, фото

В Интернет не помещай

И другим не сообщай.

4. С грубиянами в сети

Разговор не заводи.

Ну и сам не оплошай —

Никого не обижай.

5. Злые люди в Интернете

Расставляют свои сети.

С незнакомыми людьми

Ты на встречу не иди!

6. Как и всюду на планете,

Есть опасность в Интернете.

Мы опасность исключаем,

Если фильтры подключаем.

7. Если что-то непонятно,

страшно или неприятно,

Быстро к взрослым поспеши,

Расскажи и покажи.

8. Мы хотим, чтоб Интернет

 Был вам другом много лет!

Будешь знать все правила эти —

Смело плавай в Интернете!

-  Прочитай, что написано на экране. Ученик читает: «Я за безопасный Интернет».

- А кто еще за безопасный Интернет? Поднимите руки.

Тогда все прочитаем хором: «Мы за безопасный Интернет!».

Рефлексия.

- Ребята, вам понравилось занятие? Если понравилось, то улыбнитесь друг другу.

3

- Напиши в середине круга ту цифру или цифры, которые стоят напротив утверждений, соответствующих тебе.

1. Узнал много нового.

2. Понял, какие опасности есть в Интернете.

3. Правила безопасного поведения в Интернете буду соблюдать.

Клеящиеся круги учитель раздает ученикам. Ученики приклеивают их на доску.

 Счастливого всем путешествия по бескрайним просторам Интернета! Слайд

- Занятие окончено.

 Мини-тест на знание правил поведения в Интернете

Этот тест можно предложить учащимся в конце занятия или дать домой (на усмотрение учителя)

1) Новый друг, в чьих данных указан тот же возраст, что и у тебя, предлагает обменяться фотографиями.

А. Попрошу его фото, и потом отправлю своё.

Б. Посоветуюсь с родителями.

2) В чате тебя обозвали очень грубыми словами.

A. Скажу в ответ грубые слова.

Б. Прекращу разговор с этим человеком.

3) Знакомый предложил разослать телефон и адрес «плохой девочки», чтобы все знали о ней.

A. Потребую доказательств, что она плохая.

Б. Сразу откажусь.

4) Пришло сообщение с заголовком «От провайдера» – запрашивают твой логин и пароль для входа в Интернет.

A. Вышлю только пароль: они сами должны знать логин.

Б. Отмечу письмо как Спам.  

5) Я использую Интернет для того, чтобы:

А. Убить время.

Б. Искать информацию, учиться, общаться.

6) Если все же случится беда, я:

А. Никому не скажу.

Б. Обращусь за помощью к родителям или учителям.

Посчитай, сколько получилось  ответов «А» и сколько «Б».

6 «А» - тебе ещё многому надо научиться.

5 «А» и 1 «Б» - внимательно изучай правила.

4 «А» и 2 «Б» - продолжай изучать правила  

3 «А» и 3 «Б» -  неплохо, но ты защищён лишь наполовину.

1 «А» и 5 «Б»- ты почти справился, но есть слабые места.

6 «Б» - ты молодец!