Материалы

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

(Оглавление книги Г.К.Селевко «Энциклопедия образовательных технологий» в качестве материала для ориентировки в современных «педагогических технологиях»)

Оглавление Предисловие к первому тому ................................................................................. ………..7 Введение: Технологический подход в образовании .................................................................. ………9

I. Базовые психолого-педагогические понятия образовательных технологий ................. ……........ 12

1.1. Основные категории и закономерности педагогики ..................................................................... 12

1.2. Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии .....................................16 1.3. Знания, умения, навыки (ЗУН) .........................................................................................................20

1.4. Способы умственных действий (СУД) ............................................................................................22

1.5. Самоуправляющие механизмы личности (СУМ) ...........................................................................23

1.6. Сфера эстетических и нравственных качеств личности (СЭН) ....................................................25

1.7. Действенно-практическая сфера личности (СДП) ........................................................................ 26

1.8. Сфера творческих качеств (СТК) .....................................................................................................27

1.9. Сфера психофизиологического развития (СПФР) ............................................................... …….28

1.10. Возрастные и индивидуальные особенности личности ............................................................. 28 Вопросы и задания для самоконтроля ................................................................................................. 32

II. Теоретические основания современных образовательных и педагогических технологий .... …..34

2.1. Современные трактовки понятия педагогической технологии ................................................... 35

2.2. Структура педагогической технологии ...........................................................................................37

2.3. Терминологические взаимоотношения ........................................................................................ 39

2.4. Основные качества современных педагогических технологий ........................................... ……   43

2.5. Научные основы педагогических технологий ................................................................................ 46

2.6. Классификация педагогических технологий ................................................................................. 53

2.7. Описание, анализ и экспертиза педагогической технологии .............................................. …… ..59 Вопросы и задания для самоконтроля ..................................................................................................65 III. Современное традиционное обучение (ТО) ................................................................................... 66

3.1. Классическая традиционная классно-урочная технология обучения ................................. ……..68

3.2. Технология классического и современного урока ....................................................................... 75 Урок в малочисленной сельской школе ........................................................................................... …..81 3.3. Пути совершенствования традиционной технологии .......................................................... ……….84 Вопросы и задания для самоконтроля .............................................................................................. ….89 IV. Педагогические технологии на основе гуманно-личностной ориентации педагогического процесса ...................................................................................................................................................90

4.1. Педагогика сотрудничества .................................................................................................. …………92

4.2. Гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили ....................................................... …………107

4.3. Система Е.Н. Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего человека ................................................................................................................................................................. 110

4.4. Технология витагенного образования (А.С. Белкин) ......................................................... ………..113 Предтечи, разновидности, последователи ..................................................................................... ….116 Вопросы и задания для самоконтроля ............................................................................................ ….123

V. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (активные методы обучения) ................................................................................ …………………………….124

5.1. Игровые технологии ............................................................................................................ ………..127 Игровые технологии в дошкольном периоде ................................................................................ …..130 Игровые технологии в младшем школьном возрасте ................................................................... ….132 Игровые технологии в среднем и старшем школьном возрасте .................................................. ….133 5.2. Проблемное обучение ......................................................................................................... ……….140

5.3. Технология современного проектного обучения ............................................................... ………145

5.4. Интерактивные технологии ................................................................................................ ………..153 Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП) ................. ……155

3 Технология проведения дискуссий .................................................................................................. 158 Технология «Дебаты» ........................................................................................................................... 161 Тренинговые технологии ..................................................................................................................... 168 5.5. Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре (Е.И. Пассов) ....................... 181

5.6. Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф. Шаталов) ................................................................................................................... 186 Вопросы и задания для самоконтроля ............................................................................................... 191 VI. Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса ............................................................................................................................................... 193

6.1. Технология программированного обучения .............................................................................. 196

6.2. Технологии уровневой дифференциации .................................................................................. 203 Модель «Внутриклассная (внутрипредметная) дифференциация» (Н.П. Гузик) ........................... 205 Модель «Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов»

(В.В. Фирсов) ........................................................................................................................................207 Модель «Смешанная дифференциация» (предметно-урочная дифференциация, «модель сводных групп», «стратовая» дифференциация) ............................................................................................ 208

6.3. Технология дифференцированного обучения по интересам детей (И.Н. Закатова) ............. 213 Модель «Профильное обучение» .................................................................................................... 216 6.4. Технологии индивидуализации обучения (И. Унт, А.С. Границкая, В.Д. Шадриков) ............ 224 Модель индивидуальных образовательных программ в рамках технологии продуктивного образования ....................................................................................................................................... 229 Модель индивидуальных образовательных программ в профильном обучении .......................230 6.5. Коллективный способ обучения КСО (А.Г. Ривин, В.К. Дьяченко) .......................................... 240 Вертикальный вариант (Красноярский) ......................................................................................... .242 Горизонтальные варианты ............................................................................................................... 244 6.6. Технологии групповой деятельности ....................................................................................... 250 Модель: групповая работа в классе ................................................................................................ 252 Модель: обучение в разновозрастных группах и классах (РВГ). ................................................. ..256 Модели коллективного творческого решения проблем ................................................................258 6.7. Технология С.Н. Лысенковой: перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении ......................................................................... 261 Вопросы и задания для самоконтроля ............................................................................................264 VII. Педагогические технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала ................................................................................................. ……266

7.1. «Экология и диалектика» (Л.В. Тарасов) ........................................................................... ……269

7.2. «Диалог культур» (В.С. Библер, С.Ю. Курганов) ..................................................................... 274

7.3. Укрупнение дидактических единиц – УДЕ (П.М. Эрдниев) .................................................. 279

7.4. Реализация теории поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина, М.Б. Волович) .................................................................................................. …………….282

7.5. Технологии модульного обучения (П.И. Третьяков, И.Б. Сенновский, М.А. Чошанов) . 287

7.6. Технологии интеграции в образовании ................................................................................. 293 Интегральная образовательная технология В.В. Гузеева .............................................................294 Модель «Технология воспитания экологической культуры» ...................................................... 298 Модель глобального образования ................................................................................................ 302 Концепция холистической педагогики .......................................................................................... 304 Концепция гражданского образования .........................................................................................307 7.7. Модели интеграции содержания в учебных дисциплинах ................................................... 310 Модель «Интегрирование (объединение) учебных дисциплин» ............................................... 311 Модель «синхронизации» параллельных программ, учебных курсов и тем .............................312 Модель межпредметных связей ....................................................................................................312 7.8. Технологии концентрированного обучения .......................................................................... 314 Модель суггестивного погружения ................................................................................................ 316 Модель временнóго погружения М.П. Щетинина ........................................................................ 317 Технология концентрации обучения с помощью знаково-символических структур ................. 319 Особенности идеографических моделей .......................................................................................322 7.9. Дидактическая многомерная технология В.Э. Штейнберга .................................................. 326 Вопросы и задания для самоконтроля ...........................................................................................333 VIII. Частнопредметные педагогические технологии ....................................................................335

8.1. Технология раннего и интенсивного обучения грамоте (Н.А. Зайцев) ................................ 337

8.2. Технология совершенствования общеучебных умений в начальной школе (В.Н. Зайцев) ..................................................................................................................................................... …….339

8.3. Технология обучения математике на основе решения задач (Р.Г. Хазанкин) .................... 342

8.4. Педагогическая технология на основе системы эффективных уроков (А.А. Окунев) ........345

8.5. Система поэтапного обучения физике (Н.Н. Палтышев) ...................................................... 348

8.6. Технология музыкального воспитания школьников Д.Б. Кабалевского .......................... ..350

8.7. Технологии преподавания изобразительного искусства в школе ..................................... ..356

8.8. Авторские педагогические технологии «Учителей года России» .................................... ….362 Авторская технология формирования нравственного выбора школьников «Учителя года – 90»

А.Е. Сутормина ................................................................................................................................ 365 Авторская технология преподавания физики на основе интегративного принципа «Учителя года – 91» В.А. Гербутова .......................................................................................................................... 366

Авторская технология формирования музыкального мышления «Учителя года России – 92»

А.В. Зарубы .......................................................................................................................................368 Авторская технология преподавания русского языка и литературы «Учителя года России - 93»

О.Г. Парамонова .............................................................................................................................. 371 Авторская технология преподавания литературы «Учителя года России - 94» М.А. Нянковского 373 Авторская технология развития речи младших школьников «Учителя года России - 95»

З.В. Климентовской ......................................................................................................................... 374 Авторская технология развития личности учащихся при изучении французского языка «Учителя года России - 96» Е.А. Филипповой ............................................................................................... 375

Авторская технология трудового обучения и воспитания «Учителя года России - 97»

А.Е. Глозмана ................................................................................................................................... 376 Авторская технология преподавания математики «Учителя года-98» В.Л. Ильина .................. 378 Авторская технология музыкального воспитания «Учителя года России - 99» В.В. Шилова . . .380 Авторская технология преподавания русского языка и литературы «Учителя года России-2000» В.А. Морара ............................................................................................................................................. 381 Авторская технология преподавания «Технологии» «Учителя года России – 2001»

А.В. Крылова .................................................................................................................................... 383 Авторская технология преподавания иностранного языка «Учителя года России – 2002»

И.Б. Смирнова ..................................................................................................................................385 Авторская концепция преподавания истории и обществознания «Учителя года России – 2003»

И.А. Карачевцева ............................................................................................................................. 386 Технология воспитания в процессе обучения «Учителя года России – 2004»

Е.И. Славгородского ........................................................................................................................ 387 8.9. Технологии учебников и учебно-методических комплексов ............................................... 389 Технология УМК «Образовательная программа «Школа 2000-2100» ........................................ 392 Вопросы и задания для самоконтроля ...........................................................................................405

IX. Альтернативные технологии .................................................................................................... 406

9.1. Технология продуктивного образования (Productive Learning) ............................................ 407

9.2. Технология вероятностного образования (А.М. Лобок) .................................................... ….414 Альтернативная технология усвоения математики «Другая математика» А.М. Лобка ............. 418 9.3. Технология мастерских ............................................................................................................. 420

9.4. Технология эвристического образования (А.В. Хуторской) ............................................. …..426 Предтечи, разновидности, последователи ................................................................................... 430 Вопросы и задания для самоконтроля .......................................................................................... 431

X. Природосообразные технологии .............................................................................................. 432

10.1. Технологии физического воспитания, сбережения и укрепления здоровья .................... 434 10.2. Природосообразные технологии обучения чтению и письму (А.М. Кушнир) .................. 447 Природосообразная модель обучения чтению А.М. Кушнира ...................................................448 Модели природосообразного обучения письму А.М. Кушнира .................................................451 10.3. Природосообразная технология обучения иностранному языку А.М. Кушнира ............ .457 10.4. Технология обучения детей с признаками одаренности .................................................. .460 Вопросы и задания для самоконтроля ..........................................................................................469

XI. Технологии свободного образования .......................................................................................470

11.1. Технология свободной школы Саммерхилл (А. Нейлл) ...................................................... 472

11.2. Педагогика свободы Л.Н. Толстого ...................................................................................... 475

11.3. Вальдорфская педагогика (Р. Штейнер) ........................................................................... ….480

11.4. Технология саморазвития (М. Монтессори) .................................................................... ….484

11.5. Технология Дальтон-план (Е. Паркхерст) ............................................................................. 489

11.6. Технология свободного труда (С. Френе) ........................................................................ ….491

11.7. Школа-парк (М.А. Балабан) .............................................................................................. ….494

11.8. Целостная модель свободной школы Т.П. Войтенко ......................................................... 498 Вопросы и задания для самоконтроля ..........................................................................................503 Предметный указатель для 1 и 2 тома ......................................................................................... 505 Именной указатель для 1 и 2 тома ................................................................................................548 Ответы на вопросы и задания для самоконтроля ........................................................................550