Материалы

ТРЕБОВАНИЯ К СОВРЕМЕННОМУ УРОКУ

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Урок – основная форма обучения в школе.
  2. Традиционный урок и его отличие от современного.
  3. Современный урок, какой он?
  4. Требования к современному уроку.
  5. Структура современного урока.
  6. Основные компоненты современного урока.
  7. Чтобы урок был эффективным.

ПРИЛОЖЕНИЯ

  1. Типология уроков.
  2. Алгоритм действия учителя при подготовке к уроку.
  3. Опорная таблица для конструирования учебного занятия
  4. Примерные формулировки целей уроков.
  5. Основные виды анализа современного урока.
  6. Самоанализ урока.
  7. Шаблон самоанализа урока

Каждый урок должен быть для наставника задачей,

которую он должен выполнять, обдумывая это заранее:

на каждом уроке он должен чего-нибудь достигнуть,

сделать шаг дальше и заставить весь класс сделать этот шаг.

К.Д.Ушинский

Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя.

В.А.Сухомлинский

  1. 1.Урок – основная форма обучения в школе.

Урок… На нем держалась традиционная и стоит современная школа. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы ни свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения.Урок остается не только главной, но и единственной формой современного образования. Ему отводится не менее

98 % учебного времени.

Какие бы инновации ни вводились, только на уроке, как и сотни лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик.

Вместе с тем, урок не может не меняться. Это объективный процесс, на который влияет целый ряд факторов.  В частности:

1. Появились новые образовательные стандарты и на их основе — обновленные программы и учебники. Безусловно, они требуют совершенствования форм обучения.

2. Переход на предпрофильное и профильное  обучение. Этот вектор развития ставит перед современным уроком новые задачи.
3. Внедряются информационные технологии. Информатизация образования оказывает значительное влияние на современный урок.
4. Введение ВНО предъявляет свои требования к содержанию урока, оценке образовательных достижений школьников.

             Поэтому никто не будет отрицать, что урок должен быть современным, в самом широком понимании этого слова.

Что значит современный? Это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым.

  1. 2.Традиционный урок и его отличие от современного.

Первую модель современного урока можно назвать традиционной – классно-урочной, и она эффективно действует многие десятилетия.Традиционный урок – основа для последующих типов уроков.         Традиционный урок – это реалия сегодняшнего дня: более 60% учителей, по-прежнему, предпочитают давать уроки в традиционной форме.

           Те учителя, которым удается изменить ход урока так, что это нравится не только им, но и ученикам, стремятся совершенствовать свою деятельность дальше, делая ее творческой и увлекательной, вовлекая в этот процесс своих учеников.
         Меняется и сама позиция учителя. От «театра одного актера» традиционного образования, где учитель берет на себя 90% нагрузки, он постепенно начинает разделять ее с учениками, которые фактически переходят из «объектов» в «субъекты». Учитель, таким образом, не освобождается от своей основной функции – учить. Он начинает учить по-новому. А урок остается.

Сравнительные особенности традиционного урока и современного образовательного процесса

Главный девиз учителя:

Делай как я!

Главный девиз учителя:

Думай, как сделать!

Кредо учителя:

Я – над вами!

Кредо учителя:

Я – вместе с вами!

Роль учителя:

Носитель информации, управляющий учебным процессом.

Роль учителя:

Организатор деятельности учеников, координатор,

консультант

Цель обучения:

Передача знаний, умений

Цель обучения:

Развитие у учащихся умения

учиться

Стиль взаимодействия:

авторитарный

Стиль взаимодействия:

демократичный

Преобладающий метод обучения:

информационный

Преобладающий метод обучения:

Проблемно-поисковый

Позиция ученика:

Пассивная при отсутствии интереса к учебному процессу

Позиция ученика:

Активная, инициативная

при наличии интереса к учебному

процессу

 

Характеристики образовательных процессов

Требования к уроку Традиционный урок Урок современного типа
Объявление темы урока Учитель сообщает учащимся Формулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы)
Сообщение целей и задач Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться. Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания (учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач).
Планирование Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели. Планирование учащимися способов достижения намеченной цели (учитель помогает, советует).
Практическая деятельность учащихся Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности). Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяются групповой, индивидуальные методы), учитель консультирует.
Осуществление контроля Учитель осуществляет контроль за выполнение учащимися практической работы. Учащиеся осуществляют контроль (применяют формы самоконтроля, взаимоконтроля), учитель консультирует.
Осуществление коррекции Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию. Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно, учитель консультирует, советует, помогает.
Оценивание учащихся Учитель осуществляет оценивание работы учащихся на уроке. Учащиеся дают оценку деятельности по ее результатам (самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей), учитель консультирует.
Итог урока Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили. Проводится рефлексия.
Домашнее задание Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех). Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учетом индивидуальных возможностей.


Итак, основной формой обучения в школе сегодня по-прежнему остаётся урок. Любой урок – имеет огромный потенциал для решения задач, поставленных обществом. Но решаются эти задачи зачастую теми средствами, которые не могут привести к ожидаемому положительному результату. Как для учеников, так и для Учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова.

  1. 3.Современный урок, какой он?

                                                     Если мы будем учить сегодня так,

                                                     как мы учили вчера, мы украдём

                                                         у наших детей завтра.

                                                                                      Джон Дьюи

В педагогической литературе последних лет лишь Ю.А. Конаржевский дает определение современному уроку. По его мнению, современный урок - это, прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ.

Современный урок отличается организацией учебной образовательной деятельности. Учебная деятельность - это деятельность ученика, связанная, с одной стороны, с освоением культурных ценностей общества (предметных, надпредметных и метапредметных знаний, умений и навыков), а с другой – с формированием способностей к самоизменению и рефлексии, обеспечивающих адекватное самоопределение и успешную самореализацию человека в жизни.

Современный урок – это урок, характеризующийся следующими признаками:

• Главной целью урока является развитие каждой личности, в процессе обучения и воспитания.

• На уроке реализуется личностно-ориентированный подход к обучению.

• На уроке реализуются идеи гуманизации и гуманитаризации образования.

• На уроке реализуется деятельностный подход к обучению.

• Организация урока динамична и вариативна.

• На уроке используются современные педагогические технологии.

• Минимум фронтальной работы, максимум – индивидуальных и групповых форм работы на уроке.

• Создание условий для проявления самостоятельности учащихся.

• Сочетание требовательности и уважения к личности учащегося.

Современный урок – это:

• урок с использованием техники (компьютер, интерактивная доска и т.п.);

•урок, на котором осуществляется индивидуальный подход каждому ученику;

• урок, содержащий разные виды деятельности;

• урок, на котором ученику должно быть комфортно;

• урок, на котором деятельность должна стимулироватьразвитие познавательной активности ученика;

• современный урок развивает у детей креативное мышление;

• современный урок воспитывает думающего ученика-интеллектуала;

• урок предполагает сотрудничество, взаимопонимание, атмосферу радости и увлеченности;

       Из этих постулатов вытекают требования к современному уроку:

  1. 4.Требования к современному уроку

К современному уроку предъявляются следующие требования:

• хорошо организованный урок (желательно в хорошо оборудованном кабинете) должен иметь хорошее начало и хорошее окончание;

• учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность обучающихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;

• урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;

• учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность обучающихся;

• вывод делают сами обучающиеся;

• минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;

• времясбережение и здоровьесбережение;

• в центре внимания урока — дети;

• учет уровня и возможностей обучающихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление обучающихся, настроение детей;

• умение демонстрировать методическое искусство учителя;

• планирование обратной связи;

• урок должен быть добрым;

• урок должен иметь результат!

 

  1. 5.Структура современного урока

Структура урока– это совокупность различных вариантов взаимодействий между элементами урока, возникающая в процессе обучения и обеспечивающая его целенаправленную действенность.

  1. Организационный этап: тема; цель; планируемые образовательные результаты.
  2. Проверка выполнения домашнего задания (в случае, если оно задавалось).
  3. Подготовка к активной учебной деятельности каждого ученика на основном этапе урока: постановка учебной задачи, актуализация знаний.
  4. Сообщение нового материала.
  5. Решение учебной задачи.
  6. Усвоение новых знаний.
  7. Первичная проверка понимания учащимися нового учебного материала (текущий контроль с тестом).
  8. Закрепление изученного материала.
  9. Обобщение и систематизация знаний.
  10. Контроль и самопроверка знаний (самостоятельная работа, итоговый контроль с тестом).
  11. Подведение итогов: диагностика результатов урока, рефлексия достижения цели.
  12. Домашнее задание и инструктаж по его выполнению.

При составлении структуры урока следует учитывать закономерность, согласно которой постоянными этапами на каждом уроке являются организационный инструктаж и инструктаж по выполнению домашнего задания.

Организационный этап урока включает:

• предварительную организацию класса (проверка отсутствующих, внешнего состояния помещения, рабочих мест, наличия дежурных, рабочей позы и внешнего вида учащихся, организация внимания);

• готовность учителя к уроку — наличие конспекта или подробного плана урока, наглядных пособий, инструментов, состояние классной доски, мел, освещение и т.д.;

Цели данного этапа:

  • психологический настрой учащихся
  • обеспечение нормальной обстановки на уроке.

Остальные этапы: 

  • изучение нового материала,
  • проверка и анализ домашнего задания,
  • закрепление изученного материала,
  • расширение и углубление знаний

могут варьироваться учителем в зависимости от этапа изучения темы и образовательных задач урока.

6.Основные компоненты современного урока:

1. Организационныйорганизация класса в течение всего урока, готовность учащихся к уроку, порядок и дисциплина. Во вводном слове учитель может обратить внимание на форму проведения занятия, на способы работы на уроке (в группах, индивидуально, в общей дискуссии), на возможные роли учащихся и т.п. Более точно было бы назвать эту часть инструктированием или пояснением. К организации занятия также относится создание пространства для работы (например, сдвинутые столы), формирование малых групп, озвучивание ожидаемых результатов урока. Они обращены к учащимся и формулируются следующим образом (даётся условный вариант):

В результате занятия вы сможете:

– дать определение понятиям;

– высказывать собственное мнение о проблемах и путях их решения.

2. Целевой – постановка целей учения перед учащимися, как на весь урок, так и на отдельные его этапы. Учитель должен ставить не три различные цели: обучающую, развивающую и воспитывающую, а одну, обеспечивающую решение триединой цели всем строем работы на уроке. Задачи должны быть предельно конкретны, соотноситься с этапами урока. Должны быть сформулированы так, чтобы можно было проследить их реализацию в ходе урока («обеспечить мотивацию», «расширить представления о словах, к которым нельзя задать вопрос», «установить правильность и осознанность изученного материала»).

3. Мотивационный – определение значимости изучаемого материала как в данной теме, так и во всем курсе. Психологи определяют мотивацию как «совокупность всех факторов (как личностных, так и ситуативных), которые побуждают человека к активности». Для этого существуют разнообразные приёмы: рассмотрение жизненной ситуации, сравнение нескольких высказываний, обсуждение картины (плаката, карикатуры), использование фрагмента видеофильма, незаконченные фразы (предложения, высказывания) и т.п.

Общие требования к мотивации на уроке:

• направленность на социальный опыт учащихся или их интересы;

• возможность высказывать разные точки зрения;

• связь с изучаемой темой или определёнными вопросами;

• необычность формы или манеры подачи материала;

• доступность для понимания (простота языка и способа изложения);

• проблемность или дискуссионность.

4.Коммуникативный– уровень общения учителя с классом.

5.Информационный или содержательный – подбор материала для изучения, закрепления, повторения, самостоятельной работы и т.п. Сегодня учитель имеет значительно более широкий круг источников. Традиционные устные и письменные источники могут быть дополнены графическими, электронными, визуальными, вещественными, видеоресурсами. Изменившаяся ситуация требует от системы образования не только загружать человека набором сведений и фактов, а создавать условия для развития умений понимать и осмысливать, искать и выбирать. Очень важно, чтобы информация была чёткой, иллюстративной, разнообразной по форме (это особенно важно в современном информационном обществе), корректной (в том числе и с научной точки зрения), представляющей разные позиции (там, где это возможно и целесообразно), доступной для понимания школьника (ориентированной на возрастные особенности и уровень подготовленности).

6. Технологический – выбор форм, методов и приемов обучения, оптимальных для данного типа урока, для данной темы, для данного класса и т.п.

7.Контрольно-оценочный – использование оценки деятельности ученика на уроке для стимулирования его активности и развития познавательного интереса. Следует отметить, что оценка не сводится к выставлению отметок. Помимо формализованной стороны (баллы, «зачёт — незачёт» и т.п.), в оценивании показывается отношение каждого участника урока к происходящему на уроке.

Ключевые положения:

оценивание на занятии происходит в любом случае (нередко помимо воли того, кто оценивает);

• оценка не должна умалять достоинство человека;

• следует оценивать учебные результаты, а не личностные особенности;

• важно открыто устанавливать и совместно обсуждать критерии оценок и отметок;

• оценивание не следует сводить к выставлению отметок учителем (стоит учитывать потенциал самооценивания, взаимооценивания, внешней экспертизы и т.п.);

• оценка должна мотивировать к учению, а не отбивать желание учиться.

8.Аналитический или рефлексивный подведение итогов урока, анализ деятельности учащихся на уроке, анализ результатов собственной деятельности по организации урока.Рефлексия является не просто подведением итогов, а видением процесса и осознанием полученных результатов. Создаются условия для понимания того, что можно было бы изменить, знания об удачных способах действий. Важно, чтобы учащиеся могли сформулировать основную идею, перечислить основные виды своей деятельности на уроке, ответить на вопросы:

  • Что нового узнали на занятии?
  • Какой опыт приобрели в учебной деятельности?
  • Что было самым трудным на уроке?
  • Что считают наиболее важным?
  • Что было наиболее интересным?
  1. 7.Чтобы урок был эффективным

Чтобы урок был эффективным, нужно:

1. Точно обозначить тему, дидактическую, развивающую и воспитательную цели, тип и структуру урока.

2. Обозначить значение урока в системе других, связать его с предыдущим и следующим.

3. Отобрать содержание учебного материала (определить его объем, установить связь с выученным ранее, подобрать дополнительный материал и т.д.).

4. Выбрать наиболее эффективные методы и приемы обучения, разнородные виды деятельности.

5. Определить формы контроля за учебной деятельностью школьников.

6. Обеспечить оптимальный темп урока и единую логику развертывания деятельности учителя и учеников.

7. На практике реализовать требования, которые следуют из общедидактических и методологических принципов.

8. Установить демократический стиль управления учебой детей, создать атмосферу сотрудничества в совместной деятельности учителя и ученика.

Критерии эффективности современного урока:

•    Обучение через открытие.
•    Развитие личности.
•    Способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом.
•    Демократичность, открытость.
•    Осознание учеником деятельности: того как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они были устранены, и что чувствовал  ученик при этом.
•    Позволяет ученикам в коллективном поиске приходить к открытию.
•    Ученик испытывает радость от преодоленной трудности учения, будь то: задача, пример, правило, закон, теорема или  —   выведенное самостоятельно понятие.
•    Педагог ведет учащегося по пути субъективного открытия, он управляет проблемно – поисковой или исследовательской деятельностью учащегося.

Уважаемые коллеги!

Окончив высшую школу,

не оставайтесь в средней навсегда!

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

Типология уроков

Причиной структурного однообразия уроков в школе является слабое знание (или незнание) учителями типологии уроков и оснований, исходя из которых, выбирается структура урока.

Поэтому, рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели – чего учитель хочет добиться; затем установления средства – что поможет учителю в достижении цели, а уж затем определения способа – как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута.

       Система уроков основных типов

(19 основных типов)

Есть различные подходы к типологии уроков. В настоящее время наиболее признана классификация уроков по основной общеобразовательной цели занятия. При этом выделяют:

üурок усвоения новых знаний;

üурок усвоения навыков и умений;

üурок обобщения и систематизации знаний;

üурок проверки и коррекции знаний, навыков и умений;

üкомбинированный урок.

üурок-лекция

üурок-семинар

üурок-зачёт

üурок-практикум

üурок-экскурсия

üурок-дискуссия

üурок-консультация

üинтегрированный урок

üтеатрализованный урок

üурок-соревнование

üурок с дидактической игрой

üурок - деловая игра

üурок - ролевая игра

Структура уроков различных типов

1.Урок ознакомления с новым материалом

Структура этого урока определяется его основной дидактической целью: введением понятия, установлением свойств изучаемых объектов, построением правил, алгоритмов и т.д. Его основные, этапы:

1. Сообщение темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности;

2. Подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний;

3.Ознакомление с новым материалом;

4.Первичное осмысление и закрепление связей и отношений в объектах изучения;

5.Постановка задания на дом;

6.Подведение итогов урока.

2.Урок закрепления изученного

Основная дидактическая цель его - формирование определенных умений. Наиболее общая структура урока закрепления изученного такова:

1.Проверка домашнего задания, уточнение направлений актуализации материала;

2.Сообщение темы, цели и задач урока, мотивация учения;

3.Воспроизведение изученного и его применение в стандартных условиях;

4.Перенос приобретенных знаний и их первичное применение в новых или измененных условиях с целью формирования умений;

5.Подведение итогов урока;

6.Постановка домашнего задания.

В процессе применения знаний и умений различают следующие основные звенья: воспроизведение и коррекция необходимых знаний и умений; анализ заданий и способов их выполнения; подготовка требуемого оборудования; самостоятельное выполнение заданий; рационализация способов выполнения заданий; внешний контроль и самоконтроль в процессе выполнения заданий. Этим обусловлена возможная структура такого урока:

1.Проверка домашнего задания;

2.Мотивация учебной деятельности через осознание учащимися практической значимости применяемых знаний и умений, сообщение темы, цели и задач урока;

3.Осмысление содержания и последовательности применения практических действий при выполнении предстоящих заданий;

4.Самостоятельное выполнение учащимися заданий под контролем учителя;

5.Обобщение и систематизация результатов выполненных заданий;

6.Подведение итогов урока и постановка домашнего задания.

На уроках обобщения и систематизации знаний выделяют наиболее общие и существенные понятия, законы и закономерности, основные теории и ведущие идеи, устанавливают причинно-следственные и другие связи и отношения между важнейшими явлениями, процессами, событиями, усваивают широкие категории понятий и их систем и наиболее общие закономерности.

Процесс обобщения и систематизации знаний предполагает такую последовательность действий: от восприятия, осмысления и обобщения отдельных фактов к формированию понятии, их категорий и систем, от них - к усвоению более сложной системы знаний: овладение основными теориями и ведущими идеями изучаемого предмета. В связи с этим, в уроке обобщения и систематизации знаний выделяют следующие структурные элементы:

1. Постановка цели урока и мотивация учебной деятельности учащихся;

2.Воспроизведение и коррекция опорных знаний

3.Повторение и анализ основных фактов, событий, явлений;

4.Обобщение и систематизация понятий, усвоение системы знаний и их применение для объяснения новых фактов и выполнения практических заданий;

5.Усвоение ведущих идей и основных теорий на основе широкой систематизации знаний;

6.Подведение итогов урока.

Контроль и коррекция знаний и умений осуществляется на каждом уроке. Но после изучения одной или нескольких подтем или тем учитель проводит специальные уроки контроля и коррекции, чтобы выявить уровень овладения учащимися комплексом знаний и умений, и на его основе принять определенные решения по совершенствованию учебного процесса.

При определении структуры урока контроля и коррекции, целесообразно исходить из принципа постепенного нарастания уровня знаний и умений, т.е. от уровня осознания до репродуктивного и продуктивного (конструктивного) уровней. При таком подходе возможна следующая структура урока:

1.Ознакомление с целью и задачами урока, инструктаж учащихся по организации работы на уроке;

2.Проверка знаний учащимися фактического материала и их умений раскрывать элементарные внешние связи в предметах и явлениях;

3.Проверка знаний учащимися основных понятий, правил, законов и умений объяснить их сущность, аргументировать свои суждения и приводить примеры;

4.Проверка умений учащихся самостоятельно применять знания   в стандартных условиях;

5.Проверка умений учащихся применять знания в измененных, нестандартных условиях;

6.Подведение итогов (на данном и последующих уроках).

Комбинированный урок характеризуется постановкой и достижением нескольких дидактических целей. Их многочисленными комбинациями определяются разновидности комбинированных уроков. Традиционной является следующая структура комбинированного урока:

1. Ознакомление с темой урока, постановка его целей и задач;

                 2. Проверка домашнего задания;

                 3. Проверка знаний и умений учащихся по пройденному

материалу;

4. Изложение нового материала;

                 5. Первичное закрепление изученного материала;

                 6. Подведение итогов урока и постановка домашнего задания.

       Помимо этих уроков выделяют ещё:

 

Алгоритм действия учителя при подготовке к уроку

 

  1. Определить место урока в теме, а темы – в годовом курсе, выделить общую задачу урока.
  2. Просмотреть учебную программу, перечитать объяснительную записку, прочитать требования стандарта по данной теме, выяснить, что требуется от учителя к данному уроку.
  3. Восстановить в памяти материал учебника, отобрать опорные ЗУН.
  4. Конкретизировать задачи урока, выделить ведущую задачу.
  5. Сформулировать и записать её в плане таким образом, чтобы она была доступна, понятна учащимся, осознана ими.
  6. Определить, что должен понять, запомнить ученик на уроке, что он должен знать и уметь после урока.
  7. Определить, какой учебный материал сообщить учащимся, в каком объёме, какими порциями, какие интересные факты, подтверждающие ведущие идеи, сообщить школьникам.
  8. Отобрать содержание урока в соответствии с его задачей, выбрать наиболее эффективные способы изучения нового материала, формирования новых знаний, умений, навыков.
  9. Продумать, что и как должно быть записано на доске и в тетрадях учащихся.
  10. Записать предусматриваемый ход урока в план урока, представив себе урок как целостное явление.

Опорная таблица для конструирования учебного занятия

 

Образовательные задачи учебного занятия Возможные методы и приёмы выполнения
Организационный этап
Приветствие, проверка подготовленности, организация внимания Рапорт дежурного, фиксация отсутствующих и др.
Проверка выполнения домашнего задания
Установить правильность, полноту и осознанность домашнего задания, выявить и устранить в ходе проверки обнаруженные проблемы Тесты, дополнительные вопросы, продолжи ответ…, разноуровневые самостоятельные работы
Подготовка учащихся к работе на основном этапе
Обеспечить мотивацию, актуализация субъектного опыта Сообщение темы и цели (в виде проблемного задания, в виде эвристического вопроса, через показ конечных результатов,кластер). В начале урока даётся загадка, отгадка к которой будет открыта при работе над новым материалом  
Этап усвоения новых знаний и способов действий

Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание изучаемого материала

Содействовать усвоению способов, средств, которые привели к определённому выбору

Работа с определением

Использование обыденных аналогий

Представление основного материала одновременно в словесной и знаково-символической формах, представление изученного материала в сравнительных и классификационных таблицах, рассказ, лекция, сообщение, модульное обучение, использование компьютерного учебника, проблемное обучение, коллективное обучение, построение структурно-логической схемы.

Первичная проверка понимания изученного
Установить правильность и осознанность изученного материала, выявить пробелы, провести коррекцию пробелов в осмыслении материала Опорный текст, подготовка учащимися своих вопросов, своих примеров по новому материалу
Этап закрепления новых знаний и способов действий
Обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины понимания Использование взаимообразных задач, вопросно-ответное общение, придумывание своих заданий
Применение знаний и способов действий
Обеспечить усвоение знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях Разноуровневые самостоятельные работы, деловая игра, учебные ситуации, групповая работа, дискуссия
Обобщение и систематизация
Обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний учащихся, обеспечить установление внутрипредметных и межпредметных связей Построение «дерева темы», построение «здания темы». Построение блок-формулы:   уменьшаемое-вычитаемое=разность. Учебные ситуации, «пересечение тем»
Контроль и самоконтроль знаний и способов действий
Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы, тесты, задания на выделение существенных признаков (глубина) задания, на конструирование нескольких способов решения одной и той же задачи (гибкость), задачи с избыточными, противоречивыми данными (способность к оценочным действиям)
Коррекция знаний и способов действий
Проведение коррекции выявленных пробелов в знаниях и способах действия

Использование разделённых на мелкие этапы и звенья упражнений

Применение развёрнутых инструкций с регулярным контролем. Тесты, задания с пропусками, структурно-логические схемы с пропусками

Информация о домашнем задании
Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания Три уровня домашнего задания:
  • Стандартный минимум
  • Повышенный
  • Творческий
Подведение итогов занятия
Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся Сообщение учителя, подведение итогов самими учащимися
Рефлексия
Инициировать рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками Телеграмма, СМС, незаконченное предложение, координаты

Примерные формулировки целей уроков

Образовательные Развивающие Воспитательные
  • раскрыть…
  • изучить…
  • выяснить…
  • познакомить…
  • показать…
  • ознакомить…
  • проследить…
  • обучить…
  • добиться понимания и воспроизведения конкретного материала,…
  • сформировать знания и умения в соответствии с требованиями по предмету…
  • проверить уровень подготовленности учащихся по данной теме…
  • закрепить умения и навыки…
  • осуществить контроль знаний по данной теме…
  • вооружить учащихся новыми знаниями
  • проконтролировать степень усвоения следующих основных знаний, умений и навыков, изученных и сформированных на предыдущих уроках…
  • обеспечить усвоение следующих основных задач, входящих в содер-жание темы урока
  • сформировать (продолжить формирование, закрепить) следующие специальные умения и навыки по данному учебному материалу
  • сформировать (закрепить, продолжить формирование) следующие общие учебные умения и навыки на материале этого урока
  • развить знания, умения и навыки на учебном материале урока
  • Развитие памяти учащихся…
  • развитие познавательного интереса  учащихся…
  • развитие любознательности учащихся…
  • формировать умение анализировать на основе нескольких источников…
  • формировать умение прослеживать причинно-следственные связи и выявлять признаки понятий…
  • развивать умение извлекать знания из различных источников…
  • умение составлять простой план…
  • умение составлять сложный план…
  • развитие двигательной сферы…
  • умение работать с инструкционной картой…
  • умение работать с учебником…
  • развивать умение сравнивать…
  • выявлять закономерности…
  • обобщать…
  • умение выделять главное, существенное…
  • развитие речи учащихся…
  • развитие творческой активности…
  • воспитание внимания…
  • развитие вычислительных навыков…
  • развитие памяти…
  • развитие навыков самоконтроля познавательной активности..
  • интерес к изучаемому предмету, навыков самообразования…
  • в целях решения задач развития у учащихся умений выделять главное, существенное в изучаемом материале …
  • в целях формирования умений сравнивать, классифицировать, обобщать изучаемые факты и понятия …
  • для решения задачи развития у школьников самостоятельности мышления и в учебной деятельности обеспечить в ходе урока  …
  • обеспечивая развитие речи учащихся
  • формировать у школьников умения преодолевать трудности в учении, закалять волю, обеспечивать ситуации эмоциональных переживаний
  • для развития у учащихся познавательного интереса
  • в целях развития интеллектуальных способностей, мыслительных умений, переноса знаний и умений в новые ситуаций …
 

содействовать в ходе урока воспитанию

  • дисциплинированности…
  • аккуратности…
  • настойчивости в учебе…
  • культуры речи…
  • трудолюбия…
  • честности…
  • ответственного отношения к учебному труду…
  • нравственных качеств…
  • воли, решительности, смелости при выполнении заданий…
  • самостоятельности, добросовестности…
  • творческого подхода к решению поставленных задач…
  • формирование правосознания, гражданской ответственности…
  • в целях решения задач физического и санитарно-гигиенического вос-питания, развития работоспособности, профилактики утомления ….
  • в целях решения задач трудового обучения и воспитания…

осуществлять нравственное воспитание, обеспечить в ходе урока изуче¬ние следующих вопросов: патриотизм, интернационализм, гуманизм, товарищество, этические нормы поведения …

Основные виды анализа современного урока

•Краткий анализ

проводится сразу после урока и неявляется окончательным. Он дает начало

другому анализу. Наблюдая урок,анализирующий оценивает выполнение

поставленной цели урока и сопоставляетполученный результат спрогнозируемым.

•Структурный

является   основой для всех анализов ипроводится вслед за кратким. Можетпроводиться самостоятельно или служитьосновой для анализов других видов.Определяет логическую последовательность ивзаимосвязь структурных элементов урока ивыделяет доминирующие этапы урока.

Оценивается рациональность использованиявремени на отдельные компоненты процессаобучения и воспитания.

•Аспектный

Осуществляется на основе структурного. Главное внимание уделяется анализу одногоиз аспектов урока.

üцель урока

üструктура и организация урока

üсодержание урока

üдеятельность учителя на уроке

üдеятельность учащихся на уроке

üдомашнее задание

üсанитарно-гигиенических условий урока

üпсихологический аспект урока

•Полный

Система аспектных анализов. Полный анализ является суммой обобщенных

выводов по всем аспектам урока.

Схема полного анализа урока

  1. Анализ цели урока
  2. Анализ, структуры и организации урока
  3. Анализ содержания урока
  4. Анализ методики проведения урока (деятельность учителя)
  5. Анализ работы учащихся на уроке
  6. Анализ домашнего задания
  7. Оценка санитарно-гигиенических условий урока
  8. Психологический анализ урока
  9. Общие выводы по уроку

Анализ структуры и организации урока.

Вопросы для анализа:

  1. Соответствие структуры урока его цели и типу.
  2. Логическая последовательность и взаимосвязь этапов урока.
  3. Целесообразность распределения времени по этапам урока.
  4. Рациональность использования оборудования кабинета.
  5. Научная организация труда учителя и учащихся.
  6. Организация начала и конца урока.
  7. Оптимальный темп ведения урока.
  8. Наличие плана и степень его выполнения.

Анализ содержания урока.

Вопросы для анализа.

  1. Соответствие содержания урока требованиям стандарта.
  2. Логичность изложения.
  3. Доступность изложения (соответствует ли уровень и изложения материала учителем уровню понимания содержания учениками).
  4. Научность изложения (соответствует ли уровень сложности изложения матери ала учителем уровню сложности изложения содержания в учебнике).
  5. Выделение ведущих идей по данной теме.
  6. Связь содержания урока с жизнью, профессиональная направленность материала.
  7. Связь содержания урока с потребностями и интересами ученика.
  8. Формирование самостоятельного мышления, активной учебной деятельности, познавательных интересов учащихся средствами самого урока.

Анализ методики проведения урока (деятельность учителя).

           Вопросы для анализа:

  1. Правильность отбора методов, приемов и средств обучения с учетом: темы урока; цели урока; возможностей класса; возможностей самого учителя; учебно – материальной базы.
  2. Разнообразие методов и приемов, применяемых на уроке.
  3. Формирование у учащихся новых понятий (как учитель определил новые понятия для данной темы и как определил, являются ли данные понятия для учащихся действительно новыми).
  4. Актуализация опорных знаний (как учитель работает с разнообразными точками зрения по теме урока).
  5. Качественное освоение нового материала (как определяется учителем качество освоения).
  6. Использование средств обучения (наглядных пособий, ИКТ, личностных особенностей учащихся).
  7. Организация учителем самостоятельной работы учащихся (характер тренировочных упражнений, виды самостоятельных работ, степень сложности, вариативность. индивидуальный подход к заданиям, инструктаж и др).
  8. Педагогическая техника учителя: тепм речи, дикция, эмоциональность изложения, точность использования специальной терминологии, приемы влияния на учащихся.

Анализ работы учащихся на уроке.

Вопросы для анализа:

  1. Активность и работоспособность учащихся на разных этапах урока.
  2. Интерес к теме урока.
  3. Владеют ли учащиеся рациональными приемами работы (НОТ на уроке). Культура труда на уроке.
  4. Выполнение учащимися единых требований.
  5. Наличие навыков самоконтроля.
  6. Качество знаний и умений учащихся.
  7. Умения самостоятельно приобретать знания, самостоятельность суждений.
  8. Культур межличностных отношений.
  9. Реакция на оценку учителя.

Анализ домашнего задания

Вопросы для анализа:

1.Методы и приемы проверки домашнего задания.

2. Мотивировка домашнего задания на данном уроке, его цели

и осознание этих целей учащимися.

3. Объем домашнего задания (недолжен превышать1/3 того, что

                 сделано в классе в 1-7 кл. и 1/2 – в 8 -10 кл.

4. Характер домашнего задания.

5. Посильность домашнего задания для всех учащихся.

6. Подготовленность домашнего задания всем ходом урока.

7. Методика задания на дом, инструктаж.

8. Предполагаемая отдача от заданного на дом.

Психологический анализ урока (проводится со школьным психологом при наличии соответствующего образования).

Вопросыдляанализа:

  1. Психологическое состояние учащихся перед началом урока и в ходе его (готовность к уроку, собранность, настроение и его причины, эмоциональный отклик на происходящее на занятии).
  2. Развитие внимания, устойчивости, случаи отвлечения внимания.
  3. Развитие и тренировка памяти учащихся; как организация урока способствовала развитию всех видов памяти (механически-смысловой, произвольной, непроизвольной, краткозрительной), организации основных процессов памяти восприятия, запоминания, сохранения и воспроизведения.
  4. Развитие мышления учащихся: создание проблемных ситуаций, использование заданий, формирующих параметры мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, конкретизация, систематизация, абстрагирование, создание условий для развития творческого мышления.
  5. Развитие воображения учащихся через образную подачу материала школьниками.
  6. Приемы организации осмысленного восприятия в процессе обучения или весь расчет делался на мыслительную деятельность.
  7. Способствовал ли урок общему развитию личности школьника и детского коллектива в целом.
  8. Знание учителем возрастной психологии и психологический контакт с классом: как учитель следит в процессе обучения за движениями мысли и чувствами каждого ученика, педагогический так учителя.

         Самоанализ урока № 1

Самоанализ урока – показательпрофессионализма преподавателя,

степени осмысления задачобразования, а не только целей изадач одного учебного занятия.

Каков был замысел, план проведения занятия и почему?

1. Каковы главные основания выбора именно такого замысла урока?

1.1. Каково место данного урока в теме, разделе, курсе, в системе уроков?

1.2. Как он связан с предыдущими уроками, на что в них опирается?

1.3. Как урок работает на последующие уроки темы, разделы (в том числе других предметов)?

1.4. Как были учтены при подготовке к уроку программные требования, образовательные стандарты, стратегии развития данной школы?

1.5. В чем видится специфика этого урока, его особое предназначение?

1.6. Как и почему была выбрана именно предложенная форма занятия (и тип урока)?

2. Какие особенности учащихся класса были учтены при подготовке к уроку (и почему именно эти особенности)?

3. Какие главные задачи решались на уроке и почему?

4. Чем обосновывается выбор структуры и темпа проведения урока?

5. Чем обосновывается конкретный ход урока? характер взаимодействия учителя и учащихся? Почему были избраны именно такое содержание, такие методы, средства, формы обучения?

6. Какие условия (социально-психологические, гигиенические, учебно-материальные, эстетические) были созданы для проведения урока и почему?

Были ли изменения (отклонения, усовершенствования) по сравнению с первоначальным планом в ходе урока? какие? почему? К чему они привели?

Удалось ли:

  • решить на необходимом (или даже оптимальном) уровне поставленные задачи урока и получить соответствующие им результаты обучения;
  • избежать перегрузки и переутомления учащихся;
  • сохранить и развить продуктивную мотивацию учения, настроения, самочувствия? Какова общая самооценка урока?

Каковы причины успехов и недостатков проведенного урока? Каковы неиспользованные резервные возможности? Что в этом уроке следовало бы сделать иначе, по-другому?

Какие выводы из урока необходимо сделать на будущее?

Предложенный вариант содержит пять ключевых вопросов, обозначенных буквами. Они задают достаточно четкую логику самоанализа, и его алгоритм.

Самоанализ урока № 2

Анализ целей урока. Обоснована постановка   целей урока с учетом особенностей учебного материала, места данного урока в системе уроков по теме. Доведены идеи урока до учащихся. Цели урока достигнуты.

Анализ структуры и организации урока. Структура урока соответствует его целям. Типа урока (комбинированный), его структура, логическая последовательность  взаимосвязана с  этапами урока. Целесообразно распределено время урока между ними. Форма обучения выбрана – групповая, т.к. Оборудование урока. Рациональная организация труда учителя и учащихся.

Анализ содержания урока. Содержание урока соответствует требованиям государственных программ. Полнота, достоверность, доступность изложения. Научный уровень излагаемого материала. Генерализация основной идеи урока. Актуализация опорных знаний.

Организация самостоятельной работы учащихся. Характер тренировочных упражнений, виды самостоятельных работ, степень сложности, вариативность, учет уровня подготовленности учащихся класса. Инструктаж и помощь учителя. Степень усвоения нового материала (эффективность). Связь нового с ранее изученным. Повторение (организация, формы, приемы, объем).

Анализ методики проведения урока. Выбор методов, приемов и средств обучения соответствует содержанию учебного материала, поставленным целям урока, учебным возможностям данного класса, соответствует методическому аппарату урока, каждому его этапу и задачам активизации учащихся. Уместно использовались дидактический раздаточный материал и технические средства обучения.

Анализ работы и поведение учащихся на уроке. Общая оценка работы класса. Внимание и прилежание. Интерес к предмету. Активность класса, работоспособность учащихся на разных этапах урока. Организация самостоятельной учебной работы учащихся. Оценка целесообразности и эффективности примененных форм учебной работы. Формирование общеучебных и специальных умений и навыков. Выполнение единых требований. Сочетание коллективной и индивидуальной работы. Дисциплинированность класса и приемы поддержания дисциплины.

Культура общения учителя с учащимися, соблюдение учителем норм педагогической этики и такта, оценка созданного учителем морально-психологического климата в данном коллективе.

Качество знаний, умений и навыков. Умение вычленять ведущие идеи в материале урока, применять знания в различных ситуациях, приобретать с помощью имеющихся новые знания. Степень овладения практическими навыками. Характер проверки знаний учащихся учителем. Виды проверки.

Анализ домашнего задания, полученного учащимися. Характер домашнего задания - творческий, закрепляющий, развивающий его посильность).

Шаблон самоанализа урока

Данный урок проходил в ………классе, в котором ……………Ребята в классе имеют хорошие прочные знания, владеют терминологией, на уроке активны.

Если говорить о месте урока в курсе ……………, то это   (место в изучаемом разделе, теме) В рамках данной темы необходимо было………………….

Следовательно, тип урока –………………..

Цель урока: обеспечить в ходе урока усвоение ………………

Образовательные задачи урока:

•Систематизировать и обобщить знания учащихся по……………..

•Научить основным подходам к …..

•Актуализировать значимость ……

Развивающие задачи урока:

•развивать учебно-интеллектуальные умения (устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, обобщать, делать выводы)…………….

•развивать надпредметные умения и навыки, которые ведут к формированию………….

•развивать учебно-коммуникативные умения (задавать вопросы, объяснять и доказывать свою точку зрения, взаимодействовать в паре), формируя коммуникативные компетенции.

•Прививать интерес к предмету.

Воспитательные задачи урока:

•Формировать уважительное отношение друг к другу и толерантность при ведении диалога, умение корректно отстаивать свою точку зрения.

•Воспитывать …………………….

В структуре урока можно выделить несколько этапов (Структура урока должна соответствовать заявленному типу урока).

Например: (актуализация, мотивация, этап повторения и систематизации ранее приобретенных знаний, этап усвоения новых знаний, закрепление знаний (решение задачи), инструктаж по выполнению домашнего задания, комментирование выставленных отметок и рефлексия).

На уроке использовались следующие инновационные технологии, методы обучения: проблемный (когда предлагалась учебная ситуация – иллюстрация, в которой предлагалось…………..), частично-поисковый или эвристический метод практически на всех этапах урока, объяснительно – иллюстративный, практический, метод обобщающего повторения, метод решения задач, метод стимулирования и мотивации (создание эмоциональных ситуаций) и т.д.

Предлагались разные формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Использовались средства обучения: демонстрационное оборудование, учебно-наглядное пособие (карта урока), технические средства обучения.

Активность была ……….. Такая активность, на мой взгляд, обусловлена тем, что структура урока, его содержание, методы и приемы обучения соответствовали данному типу урока и возрастной категории ребят. Все, что планировалось, было реализовано, поэтому, я считаю, что урок поставленных целей достиг.

Особенно хорошо удалось воплотить в уроке……

Не удалось или не совсем удалось…… потому что