Материалы

Практическая работа №10

Тема: Ввод и редактирование текста.

Цель: научиться создавать, редактировать и форматировать документы.

 

Программное обеспечение: ОСWindows xр; текстовый редактор Word.

 

Теоретическая часть:

 

Настройка редактора. Наличие в рабочем поле І-подобного (текстового) курсора дает возможность вводить текст. Перед первым сеансом пользователь готовит среду к работе. С помощью команд основного меню или кнопок панелей инструментов можно задать нужные параметры (режимы) программы. Чаще выполняют такие действия:

  • включить панели инструментов и линейку (Вид);
  • задать параметры страницы: ее размер и поля (Файл [ Параметры страницы);
    • выбрать вид документа (Вид);
    • задать размер абзацного отступа;
    • задать название шрифта, размер символов, способ выравнивания текста;
    • включить или выключить средства автоматической проверки правописания;
    • присвоить пароли документу, если его надо защитить.

Для ввода текста надо включить линейки, нужные панели. Чаще используются панели Стандартная, Форматирования, Рисования.

После ввода параметров программы, включения линеек и панелей инструментов можно вводить текст.

Основные правила ввода текста:

  • не нажимайте на клавишу ввода для перехода на новый ряд;
  • не нажимайте на клавишу Пробел для создания абзацных отступов и центрирования текста;
  • не нажимайте на клавишу Backspace, чтобы переместить курсор к позиции с ошибкой;
  • чтобы получить большую букву, нажмите на клавишу Shift;
  • следите, чтобы не была нажата клавиша CapsLock, иначе все буквы будут большими;
  • помните, что следующий абзац (после нажатия на клавишу ввода) унаследует вид (стиль) предыдущего.

С помощью команд пункта Файл или кнопок стандартной панели инструментов, которые их дублируют, над текстовым документом можно выполнить такие важнейшие операции:

  1. Создать новый документ (Создать…, Ctrl + N);
  2. Открыть старый документ (Открыть…, Ctrl + O);
  3. Сохранить на диске (Сохранить, Shift + F12);
  4. Сохранить с новым именем (Сохранить как...);
  5. Закрыть (Выход);
  6. Печатать (Печать…, Ctrl + P);
  7. Задать параметры страницы (Параметры страницы…) и другие.

 

ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

  1. Перед началом работы изучите инструкцию и теоретический материал.
  2. Не открывайте и не изменяйте, не перемещайте, не удаляйте и не переименовывайте системные файлы.
  3. После выполнения работы верните первоначальный вид рабочего стола.
  4. Корректно выключите компьютер.

 

Образец выполнения задания:

 

Задание

Алгоритм выполнения задания

1. Запустите текстовый редактор и просмотрите его меню.

  1. Выполните команду Пуск \ Программы \ MicrosoftWord;
  2. Для просмотра меню щелкните по названию меню левой кнопкой мыши.

 

 

2. Введите текст, предложенный преподавателем—Текст1.

1.     Наберите с клавиатуры текст.

 

3. Задайте параметры страницы.

  1. Выполните команду Файл \ Параметры страницы;
  2. Откройте вкладку Поля;
  3. Введите значения полей: левое поле –2,5 см, правое – 1,5 см, снизу и сверху – 2 см;
  4. Выберите ориентацию страницы – Книжная;
  5. Откройте вкладку Размер бумаги;
  6. Выберите размер бумаги А5;
  7. Нажмите ОК.

4. Смените шрифт и его размер.

  1. Выделите текст;
  2. Выполните команду Формат \ Шрифт;
  3. Откройте вкладку Шрифт;
  4. Выберите шрифт TimesNewRoman, размер14;
  5. Нажмите ОК.

5. Задайте способ выравнивания текста — по ширине.

  1. Выполните команду Формат \ Абзац;
  2. Откройте вкладку Отступы и интервалы;
  3. Выберите в списке Выравнивание — по ширине: левой кнопкой мыши щелкните на кнопку , в открывшемся списке выберите – по ширине;
  4. Нажмите ОК. 

Задания для самостоятельной работы:

2 уровень (I часть):

  1. Включите панели инструментов Стандартная и Форматирования и линейку. Задайте вид документа – Разметка страницы.
  2. Во введенном Тексте 1 добавьте параметры страницы: ориентация – Альбомная, зеркальные поля, переплет – 1 см.
  3. Измените шрифт текста и его размер —CourierNew, 14.
  4. Проверьте, заданы ли параметры: Автоматически проверять орфографию и Всегда предлагать замену.
  5. Задайте единицы измерения на линейке – сантиметры.
  6. Задайте режим – показывать границы области текста.
  7. Выберите язык для проверки правописания – украинский или русский.
  8. Задайте режим автоматического переноса слов.
  9. Задайте отступ первой строки абзаца – 1 см.
  10. Дайте название данному документу — по вашей фамилии.
  11. Сохраните документ.

(IIчасть)

1. Наберите предложенный текст – Текст 2.

2. Повторите задания I части.

3.Закройте документ. Закончите работу. Сдайте отчет.

3 уровень (I часть):

  1. По Тексту 1 задайте форматирование.
  2. Проверьте правописание и исправьте ошибки.
  3. Задайте время автосохранения документа — 8 минут.
  4. Задайте пароль для открытия документа – 12345.
  5. Сохраните текст.

(IIчасть)

1. По Тексту 2 составьте свое резюме и отредактируйте его.

2. Закончите работу. Сдайте отчет.

 

 

ТЕКСТ № 1

Для того чтобы уверенно работать с текстовыми редакторами и настольными издательскими системами, необходимо освоить и уяснить некоторые сведения из издательского дела.

Особую значимость при подготовке и формировании текста для издания имеют шрифты. Шрифты - основное изобразительное средство издательских систем, с их помощью можно добиться большей художественной выразительности текста.

Шрифты различаются по гарнитуре, начертанию, размеру и назначению. Гарнитурой называется совокупность шрифтов одного рисунка во всех начертаниях и кеглях. Кегль - размер шрифта, определяемый размером литеры по вертикали, исчисляемый в пунктах.

Буквы располагаются по базовой линии. Расстояние между строками называют интерлиньяжем. Отношение толщины основных и дополнительных элементов определяет контрастность шрифта. Форму букв шрифта определяют цветность и ритм. Отношение высоты буквы к её ширине называют шириной шрифта.

Шрифт на компьютере - это файл или группа файлов, обеспечивающих вывод текста на печать со стилевыми особенностями шрифта.   

ТЕКСТ № 2 

Резюме

Резюме – это документ о личностных и профессиональных данных. Его составляют для приема на работу. Особенностью такого документа является краткость (его объем, как правило, не превышает одной страницы). В резюме информация о профессиональной деятельности и образовании представлена в обратном хронологическом порядке.

Графа «Дополнительная информация» содержит информацию о навыках или достижениях в какой-нибудь отрасли, например, сведения о владении иностранными языками и навыками работы на компьютере, умении управлять автомобилем, участии в научных конференциях, наличии печатных работ, общественной деятельности, интересах претендента и т.д.

В резюме можно определить цель – должность (работу), на которую претендует автор, и желаемую заработную плату. 

?   Контрольные вопросы:

1 уровень:

1. Как запустить программу-редактор?                      

2. Как закрыть окно документа?                

3. Какое стандартное название имеет окно документа?          

2 уровень:

1. Из каких элементов состоит окно программы Word?

2. Как минимизировать окно документа и программы?

3. Как включить панель инструментов и линейки?

3 уровень:

1. Какие способы отображения документа вам известны?     

2. Каково назначение линеек и панелей инструментов?          

3. Как задать параметры страницы и размер шрифта?

4 уровень:

1. Как задать пароль документу и единицы измерения линеек?

2. Как настроить программу для работы?

3. Как добавить кнопки на панель инструментов?