ПОЛОЖЕНИЕ об осуществлении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся Запорожского лицея «Логос»
- Общие положения
- Положение «Об осуществлении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся «Запорожского лицея «Логос» Запорожского городского совета Запорожской области»(далее – Положение) разработано на основании законодательства Украины в области образования, Уставом лицея.
12 Положение определяет цели и задачи текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся лицея, устанавливает форму, периодичность и порядок их проведення, определяет права, обязанности и ответственность участников образовательного процесса, должностных лиц лицея при осуществлении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся.
- Действие настоящего положения распространяется на всех учащихся лицея, осваивающих основные образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, родителей (законных представителей) учащихся и педагогических работников, участвующих в реализации указанных образовательных программ.
- Аттестация - это процедура установления по результатам проверки (проверок) соответствия уровня сформированности предметных и межпредметных умений у учащихся лицея требованиям государственных образовательных стандартов в процессе и или по окончанию освоения образовательных программ по предметам учебного плана.
- В лицее осуществляется
- входной (стартовый) контроль уровня освоения образовательных программ по предметам учебного плана:
- текущий контроль успеваемости учащихся:
- промежуточная аттестация учащихся.
1.6. Основные принципы аттестации учащихся лицея - объективность, открытость (прозрачность), эффективность
3. Входной (стартовый) контроль уровня освоения образовательных программ по предметам учебного плана.
3.1.Входной (стартовый) контроль - это определение уровня освоения учащимися образовательных программ по предметам учебного плана за предшествующий учебный год. Определение в рамках входного контроля уровня сформированности предметных результатов учащихся позволяет учителю оптимально организовать процесс повторения и определить эффекты от обучения за прошлый учебный год.
3.2. Количество и перечень предметов, которые выносятся на стартовый контроль, определяется педагогическим советом лицея.
- Входной (стартовый) контроль осуществляется в течение первой - второй недель учебного года в сроки, определённые учителями-предметниками на основе утвержденной директором лицея рабочей программы по учебному предмету.
- При организации и проведении входного контроля учителем-предметником используются контрольно-измерительные материалы для проведения итоговой контрольной работы по предмету в конце предыдущего учебного года.
3.5.Отметки, полученные учащимися по итогам выполнения входной (стартовой) работы, доводятся учителями-предметниками до сведения учащихся.
3.6. На основании анализа результатов входного (стартового) контроля учителя-предметники выявляют проблемы качества освоения образовательной программы по предмету; намечают пути их устранения в рамках повторения и систематизации изученного учебного материала.
3.7 Руководители предметных кафедр обобщают результаты входного (стартового) контроля по предметам в соответствии с направлением деятельности, предоставляют по итогам контроля справку заместителю директора по учебно-воспитательной работе.
3.8.3аместители директора по учебно-воспитательной работе осуществляют в течение учебного года контроль содержания и качества индивидуальной работы учителей-предметников с учащимися, у которых выявлены проблемы по результатам входного контроля.
4. Текущий контроль успеваемости учащихся лицея.
- Текущий контроль успеваемости учащихся лицея (далее — текущий контроль) осуществляется в целях:
- оценки индивидуальных образовательных достижений учащихся и динамики их изменений в течение учебного года;
- выявления индивидуально значимых и иных факторов (обстоятельств), способствующих или препятствующих достижению учащимися планируемых образовательных результатов освоения соответствующей образовательной программы;
- изучения и оценки эффективности технологий, используемых педагогами в образовательном процессе;
- принятия организационно-педагогических и иных решений по совершенствованию образовательного процесса в лицее.
- Предметом текущего контроля является способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи с использованием средств, адекватных содержанию соответствующих учебных предметов, в том числе и на основе межпредметных действий. Под средствами, адекватными содержанию учебного предмета, понимаются:
- система предметных знаний, включающая ключевые теории, идеи, понятия, факты, методы, усвоение которых принципиально необходимо для успешного обучения, и знания, дополняющие, расширяющие или углубляющие опорные знания, а также служащие пропедевтикой для последующего изучения других учебных предметов;
- действия с предметным содержанием (предметные действия), предполагающие использование адекватных знаково-символических средств; моделирование; сравнение, группировку и классификацию объектов; анализ, синтез и обобщение учебного материала; установление связей (в том числе причинно-следственных) и аналогий; поиск, преобразование, представление и интерпретацию информации.
- Текущий контроль учащихся, временно находящихся на лечении в санаторных школах, медицинских организациях, реабилитационных общеобразовательных учреждениях, осуществляется в этих учреждениях, полученные результаты учитываются при промежуточной аттестации.
- Текущий контроль осуществляется в следующих формах:
- поурочное оценивание результатов освоения учащимися образовательных программ по предметам учебного плана;
- проведение контрольных работ с выставлением учащимся индивидуальных текущих отметок успеваемости по результатам выполнения данных работ;
- проведение зачётов, проверяющих владение базовыми теоретическими знаниями по учебным предметам;
- выставление тематических отметок (по итогам изучения темы)
- Текущий контроль успеваемости учащихся 1-х классов осуществляется посредством проверки полноты и качества, выполненных ими работ и завершается формулировкой необходимых индивидуальных рекомендаций учащимся и (или) их родителям (законным представителям) по достижению планируемых образовательных результатов в соответствии с основной образовательной программой начального общего образования.
- Поурочное оценивание результатов освоения учащимися образовательных программ по предметам учебного плана.
- Поурочное оценивание - это неотъемлемая часть учебного процесса и важный структурный элемент урока, выполняющий диагностическую и коррекционную функцию.
- Цели поурочного оценивания - получение непрерывной информации о ходе и качестве образовательного процесса по предмету; определение полноты и прочности образовательных результатов учащихся; оперативное внесение изменений в учебный процесс в целях повышения его качества; мотивация учебной деятельности учащихся.
- Поурочному оцениванию результатов образовательной деятельности подвергаются все учащиеся 2-11-х классов не реже одного раза в три урока. Поурочная оценка (поурочное оценивание) результатов образовательной деятельности учащихся 1-х классов осуществляется в качественной форме не реже одного раза в два урока.
- Формы поурочного оценивания результатов образовательной деятельности определяются учителем-предметником в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся, содержанием учебного материала и образовательными технологиями, применяемыми в работе с классным коллективом.
- Поурочное оценивание результатов образовательной деятельности учащихся осуществляется в соответствии с критериями оценивания учебных достижений учащихся.
- Результаты поурочного оценивания образовательной деятельности учащихся отражаются учителями-предметниками в классном и электронном журналах, ученических дневниках непосредственно в день осуществления контроля.
- Проведение контрольных работ.
- Проведение контрольных работ по предметам учебного плана предусмотрено во 2-11-х классах по всем предметам учебного плана.
- В зависимости от особенностей предмета проверки (оценки), предполагаемого способа выполнения работы и представления ее результатов рабочие программы учебных предметов могут предусматривать устные, письменные и практические контрольные работы.
- К устным контрольным работам относятся: выступления с докладами (сообщениями) по определенной учителем или самостоятельно выбранной теме; выразительное чтение (в том числе наизусть) или пересказ текстов; произнесение самостоятельно сочиненных речей, решение математических и иных задач в уме; комментирование (анализ) ситуаций; разыгрывание сцен (диалогов) с другими участниками образовательного процесса; исполнение вокальных произведений; другие контрольные работы, выполняемые устно.
- К письменным контрольным работам относятся: диктанты; изложение художественных и иных текстов; подготовка рецензий (отзывов, аннотаций); конспектирование (реферирование) научных текстов; сочинение собственных литературных произведений, решение математических и иных задач с записью решения, создание и редактирование электронных документов (материалов); создание графических схем (диаграмм, таблиц и т.д.); изготовление чертежей; производство вычислений, расчетов (в том числе с использованием компьютерной техники); создание (формирование) электронных баз данных; выполнение стандартизированных тестов (в том числе компьютерных); другие контрольные работы, результаты которых представляются в письменном (наглядном) виде.
- К практическим контрольным работам относятся: проведение научных наблюдений; постановка лабораторных опытов (экспериментов); изготовление макетов (действующих моделей и т.д.); выполнение контрольных упражнений и нормативов по физической культуре (виду спорта); выполнение учебно-исследовательской работы с подготовкой письменного отчета (реферата) о ходе и результатах этой работы;
- Количество, перечень, объём, содержание контрольных работ, проводимых в течение учебного года, определяются учителями-предметниками с учетом планируемых образовательных (предметных и метапредметных) результатов освоения соответствующей образовательной программы и фиксируются в календарных планах предмету, утвержденных приказом директора лицея.
- Содержание и порядок проведения контрольных работ, включая порядок проверки и оценки результатов их выполнения, разрабатываются учителем с учетом следующих требований:
- Поурочное оценивание результатов освоения учащимися образовательных программ по предметам учебного плана.
- содержание контрольной работы должно соответствовать определенным формируемым предметным и метапредметных результатам, предусмотренным рабочей программой учебного предмета;
- время, отводимое на выполнение устных контрольных работ, не должно превышать семи минут для каждого учащегося; письменных контрольных работ в начальных классах — одногоучебного часа; в 5-11-х классах — двух учебных часов;
- в случаях, когда допускается выполнение контрольной работы не только в индивидуальном порядке, но и совместно в малых группах (до 7 человек), порядок оценки результатов выполнения работы должен предусматривать выставление индивидуальной отметки успеваемости каждому учащемуся независимо от числа выполнявших одну работу.
- Сроки проведения контрольной работы, а также перечень предметных и метапредметных результатов, достижение которых необходимо для успешного выполнения данной работы, требования к выполнению и (или) оформлению результатов (критерии, используемые при выставлении текущей отметки успеваемости) доводятся учителем до сведения учащихся не позднее, чем за два рабочих дня до намеченной даты проведения работы.
- Выполнение контрольных работ, предусмотренных рабочими программами учебных предметов, является обязательным для всех учащихся.
- Учащиеся, получившие по итогам контрольных работ неудовлетворительные отметки, обязаны скорректировать неудовлетворительные образовательные результаты в течение 6 рабочих дней после выставления отметки.
- Результаты контрольных работ учащихся отражаются учителями-предметниками в классном и электронном журналах, ученических дневниках не позднее, чем через 5 рабочих дней со дня написания работы.
- Учащиеся, не выполнившие контрольную работу в связи с временным освобождением от посещения учебных занятий в лицея и (или) от выполнения отдельных видов работ (по болезни, по заявлению родителей, законных представителей), а равно самовольно пропустившие контрольную работу, обязаны выполнить пропущенные контрольные работы в течение 3 рабочих дней по истечении срока освобождения от учебных занятий или по выходу на занятия.
- Конкретные сроки выполнения контрольных работ, ранее пропущенных учащимися, устанавливаются учителем по согласованию с учащимся и с учетом пожеланий их родителей (законных представителей).
- В случае повторной неявки для выполнения контрольной работы без уважительных причин учащемуся выставляется за эту работу отметка «неудовлетворительно».
- В течение учебного дня для одних и тех же учащихся 2-11-х классов может быть проведено не более одной контрольной работы; в течение учебной недели для учащихся 2-4-х классов - не более трех контрольных работ; для учащихся 5-8-х классов - не более четырех контрольных работ; для учащихся 9-11-х классов - не более пяти контрольных работ.
- Для обеспечения открытости деятельности лицея и своевременного информирования учащихся и их родителей (законных представителей) о содержании, формах и сроках проведения контрольных работ заместители директора по учебно-воспитательной работе составляют график контрольных работ по предметам учебного плана и размещают его на интернет-сайте лицея. (
- Индивидуальные отметки успеваемости, выставленные учащимся по результатам выполнения контрольных работ, отражаются учителями - предметниками в классном и электронном журналах, дневниках учащихся.
- Каждый учитель-предметник систематически осуществляет мониторинг тематического контроля по учебному предмету, где отражает не только результаты контрольных работ по своему предмету, но и итоги индивидуальной работы с учащимися по коррекции неудовлетворительных образовательных результатов или ликвидации ими текущей академической задолженности.
- В интересах оперативного управления процессом обучения, помимо контрольных работ, учителя вправе проводить иные работы (проверочные, самостоятельные) с целью выявления индивидуальных образовательных достижений учащихся, как в отношении всего ученического коллектива, так и в отношении отдельных учащихся. Количество, сроки и порядок проведения проверочных работ устанавливаются учителями-предметниками самостоятельно.
- Учащиеся, не выполнившие в течение учебного периода контрольные работы, предусмотренные рабочей программой по соответствующему учебному предмету, не могут быть аттестованы по результатам обучения в данном семестре (учебном году) Таким учащимся предоставляется возможность выполнить пропущенные контрольные работы в течение следующих учебных периодов, но не позднее окончания учебного года. Конкретные сроки выполнения пропущенных контрольных работ определяются учителями-предметниками по согласованию с администрацией лицея, родителями (законными представителями) учащихся.
- Промежуточная аттестация учащихся.
5.1.Промежуточная аттестация учащихся - это совокупность мероприятий, позволяющих установить соответствие индивидуальных образовательных достижений учащихся планируемым результатам освоения основной образовательной программы начального общего, основного общего или среднего общего образования.
- Промежуточная аттестация учащихся 1-х классов осуществляется один раз в конце учебного года в форме итоговой комплексной работы (не ранее 25 апреля)
- Результаты итоговых работ учащихся 1-х классов не оцениваются в баллах.
- Итоговые комплексные работы учащихся 1-х классов проводятся не ранее 25 апреля учебного года учителями, непосредственно преподающими соответствующие учебные предметы в данных классах, с обязательным участием представителя администрации образовательной организации либо иного должностного лица из числа квалифицированных специалистов, осуществляющих сопровождение образовательного процесса (учитель-логопед, педагог-психолог, социальный педагог). Конкретные сроки и места проведения итоговых комплексных работ устанавливаются учителями по согласованию с заместителем директора по учебно-воспитательной работе.
- Установленные сроки и места проведения итоговых комплексных работ, а также перечень предметных и метапредметных результатов, достижение которых необходимо для успешного выполнения указанных работ, требования к выполнению и (или) оформлению результатов их выполнения (критерии, используемые при выставлении отметок) доводятся учителями до сведения учащихся и родителей (законных представителей) обучающихся не позднее, чем за две недели до проведения работ.
- Проверка итоговой комплексной работы учащихся 1-х классов осуществляется учителем-предметником при участии эксперта из числа квалифицированных специалистов в соответствующей предметной области.
- Результаты итоговой комплексной работы обучающихся 1-х классов доводятся до сведения учащихся, их родителей (законных представителей) в письменной форме и содержат необходимые индивидуальные рекомендации учащимся и (или) их родителям (законным представителям) по достижению планируемых образовательных результатов согласно основной образовательной программе начального общего образования.
- Промежуточная аттестация в переводных классах
- К промежуточной аттестации допускаются все учащиеся переводных классов.
- От сдачи промежуточной аттестации освобождаются:
- учащиеся по состоянию здоровья по заключению медицинской службы;
- призеры ІІІ и IVэтапов Всеукраинских предметных олимпиад и конкурса МАН
- Промежуточная аттестация учащихся в лицее состоит из следующих видов аттестационных испытаний:
- письменных контрольных работ учащихся 2-3 классов по украинскому (русскому) языку и математике;
- тестирования по предметам профильного уровня в 5-8, 10 классах.
- устный или письменный экзамен по билетам.
- комплексная контрольная работа;
- итоговая контрольная работа;
- итоговый опрос;
- собеседование;
- защита рефератов и творческих работ;
- Аттестация по годовым (семестровым отметкам)
- На промежуточную аттестацию выносятся не более двух учебных предметов
- Перечень предметов для аттестации и форма ее проведения в текущем учебном году определяется педагогическим советом лицея
- Порядок проведения промежуточной аттестации учащихся лицея
- Классные руководители не позднее 1 апреля доводят до сведения обучающихся и их родителей положение о промежуточной аттестации, сообщают требования к письменным ( другим) работам учащихся.
- Материал для промежуточной аттестации учащихся готовится методическими объединениями учителей и утверждается директором лицея.
- Промежуточная аттестация проводится с 20 апреля по 20 мая текущего учебного года.
- Промежуточная аттестация осуществляется по особому расписанию, которое составляется ежегодно и утверждается директором лицея.
- Состав предметных аттестационных комиссий утверждается директором лицея.
- Учащемуся, пропустившему 50 и более процентов учебных занятий в течение полугодия, может быть выставлена промежуточная итоговая оценка только после успешной сдачи зачета или другой формы аттестации (форму и дату аттестации утверждает педагогический совет) или делается запись н/а (не аттестован).
- Итоговая отметка по предмету за учебный год выставляется с учетом результатов промежуточной аттестации, если данный предмет выносился на аттестацию
- Аттестация по годовым (семестровым) отметкам
- В течение определенных периодов учебной деятельности (семестр, учебный год) учителя выставляют оценки, полученные учащимися, в классный журнал согласно указаниям по ведению журнала и на основе определенных критериев.
- Для объективной промежуточной аттестации учащихся за семестр необходимо не менее 5-и текущих отметок при одно-двух часовой недельной учебной нагрузке по предмету, и не менее 7 - при учебной нагрузке более двух учебных часов в неделю, полученных учащимися при текущем контроле в период учебного периода. Отметка выставляется как среднее арифметическое отметок в соответствии с правилами математического округления, за исключением случаев отрицательной динамики (Н-р: 5 5 4 4 – выставляется отметка 4). При этом необходимо учитывать содержание и сложность учебных тем.
- Права и ответственность участников образовательного процесса при осуществлении текущего контроля и промежуточной аттестации учащихся
- Педагогические работники при осуществлении текущего контроля знаний учащихся имеют право выбора формы и методики проведения текущего контроля знаний учащихся.
- Учащиеся при проведении текущего контроля имеют право:
- на планированное проведение письменных проверочных работ;
- на аргументированное объявление отметки за устный ответ - до конца учебного занятия, за письменный ответ – не позднее, чем через 5 рабочих дней;
- на проведение дополнительных индивидуальных занятий по отдельным разделам учебного предмета при неудовлетворительных результатах текущего контроля знаний;
- на осуществление повторного контроля знаний при получе-нии неудовлетворительной отметки за ответ;
- на рассмотрение спорных вопросов при оценивании в конфликтной комиссии.
- Педагогические работники несут ответственность за объективность выставленной отметки учащемуся.
- Педагогические работники определяют форму текущего контроля с учетом контингента учащихся, содержания учебного материала и используемых ими образовательных технологий.
- Педагогический работник обязан отразить форму текущего контроля в календарно- тематическом планировании.
- Педагогический работник обязан своевременно довести до учащихся отметку текущего контроля и выставить ее в классный журнал и дневник учащегося.
- Письменные самостоятельные, контрольные и другие виды работ учащихся оцениваются по 12 - балльной системе. Отметка, за выполненную письменную работу, заносится в классный журнал.
- При организации и проведении промежуточной аттестации учащихся лицей обязан:
- создать условия для прохождения аттестации;
- обеспечить контроль своевременной ликвидации академической задолженности;
- создать комиссию при повторной сдачи промежуточной аттестации.
- При прохождении промежуточной аттестации учащиеся имеют право:
- Получать консультации по учебным предметам, курсам, дисциплинам;
- Получать информацию о сроках прохождения аттестации и ликвидации академической задолженности;
- Получать помощь школьного психолога.
- Принятие решений по результатам промежуточной аттестации учащихся
- Учащиеся в 1-м классе признаются освоившими основную общеобразовательную программу учебного года.
- Учащиеся 2-8-х и 10-х классов признаются освоившими образовательную программу учебного года, если по всем обязательным учебным предметам, предусмотренным учебным планом для данного года обучения, им выведены годовые отметки успеваемости не ниже 4 баллов.
- Учащиеся, которым по результатам выведена годовая отметка успеваемости 3 и менее балла по одному или нескольким учебным предметам, считаются не освоившими основную образовательную программу учебного года. Решение о форме и условиях продолжения освоения конкретными учащимися основных образовательных программ принимается педагогическим советом лицея.
- Учащиеся 1-8-х, 10-х классов, признанные освоившими образовательную программу соответствующего учебного года, переводятся в следующий класс.
- Заключительные положения
- В случае изменения законодательства Украины в области образования и (или) Устава лицея настоящее положение может быть изменено (дополнено). Проекты изменений (дополнений) к настоящему положению разрабатываются заместителями директора, рассматриваются педагогическим советом лицея и утверждаются приказом директора. Текст настоящего положения размещается на официальном сайте лицея
- Руководители и педагогические работники лицея несут предусмотренную трудовым законодательством Украины дисциплинарную ответственность за своевременное, точное и полное выполнение возложенных на них обязанностей и надлежащее использование предоставленных им прав в соответствии с настоящим положением.
- Учащиеся и родители (законные представители) учащихся несут ответственность за нарушение настоящего положения в части, их касающейся, в соответствии с законодательством Украины в области образования и Уставом лицея.
Утверждено на педагогическом совете «__ »___________ 2015 г. протокол №
Согласовано на заседании совета лицея «__________ »___________ 2015 г. протокол №