Контрольная работа по литературе по теме "Литература как искусство слова. Фольклор" (5 класс)

Контрольная работа по теме

«Литература как искусство слова. Фольклор»

(5 класс)

Начальный уровень

  1. 1.Установите соответствие:
1 вариант 2 вариант

А) искусство;

Б) литература;

В) оригинальная литература.

 

А) вид искусства, отражающий действительность с помощью слова;

Б) произведения, написанные на русском языке;

В) творческое отражение жизни в художественных образах.

А) виды искусства;

Б) фольклор;

В) переводная литература;

А) устное народное творчество;

Б) произведения, пришедшие к нам из других стран, переведенные на русский язык;

В) литература, музыка, архитектура, живопись, скульптура, кино и др.

       

2. Укажите только пословицы (1 вариант), только поговорки (2 вариант):

А) Грамоте учиться всегда пригодится.

Б) Работать с огоньком.

В) Как с луны свалился.

Г) Бросает слова не ветер.

Д) Не сиди сложа руки, так не будет скуки.

Е) Как белка в колесе.

Ж) Куй железо пока горячо.

З) Смотри дерево в плодах, а человека в делах.

 

Средний уровень

  1. 3.Дайте определение пословице (1 вариант), загадке (2 вариант). Приведите 2-3 примера.
  2. 4.Прочитайте загадки. Напишите, что лежит в основе их строения (сравнение или описание признаков, действий):

1 вариант

А) Не дерево, а с листочками, не рубашка, а сшита,

не человек, а рассказывает (книга);

Б) Без окон, без дверей, полна горница людей (огурец).

2 вариант

А) Бел, как снег, в чести у всех,

В рот попал, там и пропал (сахар);

Б) Два братца пошли в воду купаться (вёдра).

 

Достаточный уровень

5. Выразительно прочитайте тексты. Определите, к какому виду устного народного творчества относятся эти произведения. Каково их назначение?

1 вариант 2 вариант

А) Люлю, дрёма пришла,

По-под зыбочке брела,

К Саше в зыбочку легла,

Сашу ручкой обняла,

Спи-ка, Сашенька, усни,

Крепкий сон к тебе приди,

Ручки белые прижми,

Глазки милые сожми.

Б) Жаворонок, жаворонок,

Улети-ка далеко,

Принеси нам тепло!

Садись на дугу,

Воспевай на лугу!

В) Жили мышки на квартире,

Чай пили, чашки мыли,

По три денежки платили.

Кто не хочет платить –

Тому и водить!

А) Сорока-ворона кашу варила.

Деток кормила:

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала.

А тебе не дам:

Ты в лес не ходил,

Дров не рубил,

Воды не носил,

Печь не топил –

Не дам тебе кашки!

Б) Сею, сею, посеваю,

С Новым годом поздравляю,

С новым праздничком!

Открывайте сундучки,

Подавайте пятачки

Вам для потешки,

А нам на орешки!

Раз, два, три, четыре,

В) Жадина-говядина,

Турецкий барабан!

Кто с тобой подружится –

Тот рыжий таракан.

       

6. Выберите одну из предложенных пословиц. Объясните её переносное значение:

1 вариант 2 вариант

А) Под лежачий камень вода не течёт.

Б) Любишь кататься – люби и саночки возить.

А) За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь. Б) Один в поле не воин.

Высокий уровень

7. Выберите один из предложенных вопросов. Дайте на него развёрнутый ответ (напишите небольшое сочинение-рассуждение).

А) Как отразились мечты народа в произведениях устного народного творчества?

Б) В чём, на ваш взгляд, заключается польза и красота произведений устного народного творчества?

В) Докажите, что тематика русских пословиц и поговорок разнообразна.

Г) Составьте небольшой рассказ о случае из жизни, уместно введите в повествование пословицу.