Контрольная работа по литературе по теме "Литература как искусство слова. Фольклор" (5 класс)
Контрольная работа по теме
«Литература как искусство слова. Фольклор»
(5 класс)
Начальный уровень
- 1.Установите соответствие:
1 вариант | 2 вариант | ||
А) искусство; Б) литература; В) оригинальная литература.
|
А) вид искусства, отражающий действительность с помощью слова; Б) произведения, написанные на русском языке; В) творческое отражение жизни в художественных образах. |
А) виды искусства; Б) фольклор; В) переводная литература; |
А) устное народное творчество; Б) произведения, пришедшие к нам из других стран, переведенные на русский язык; В) литература, музыка, архитектура, живопись, скульптура, кино и др. |
2. Укажите только пословицы (1 вариант), только поговорки (2 вариант):
А) Грамоте учиться всегда пригодится. Б) Работать с огоньком. В) Как с луны свалился. Г) Бросает слова не ветер. |
Д) Не сиди сложа руки, так не будет скуки. Е) Как белка в колесе. Ж) Куй железо пока горячо. З) Смотри дерево в плодах, а человека в делах. |
Средний уровень
- 3.Дайте определение пословице (1 вариант), загадке (2 вариант). Приведите 2-3 примера.
- 4.Прочитайте загадки. Напишите, что лежит в основе их строения (сравнение или описание признаков, действий):
1 вариант А) Не дерево, а с листочками, не рубашка, а сшита, не человек, а рассказывает (книга); Б) Без окон, без дверей, полна горница людей (огурец). |
2 вариант А) Бел, как снег, в чести у всех, В рот попал, там и пропал (сахар); Б) Два братца пошли в воду купаться (вёдра). |
Достаточный уровень
5. Выразительно прочитайте тексты. Определите, к какому виду устного народного творчества относятся эти произведения. Каково их назначение?
1 вариант | 2 вариант | ||
А) Люлю, дрёма пришла, По-под зыбочке брела, К Саше в зыбочку легла, Сашу ручкой обняла, Спи-ка, Сашенька, усни, Крепкий сон к тебе приди, Ручки белые прижми, Глазки милые сожми. |
Б) Жаворонок, жаворонок, Улети-ка далеко, Принеси нам тепло! Садись на дугу, Воспевай на лугу! В) Жили мышки на квартире, Чай пили, чашки мыли, По три денежки платили. Кто не хочет платить – Тому и водить! |
А) Сорока-ворона кашу варила. Деток кормила: Этому дала, Этому дала, Этому дала. А тебе не дам: Ты в лес не ходил, Дров не рубил, Воды не носил, Печь не топил – Не дам тебе кашки! |
Б) Сею, сею, посеваю, С Новым годом поздравляю, С новым праздничком! Открывайте сундучки, Подавайте пятачки Вам для потешки, А нам на орешки! Раз, два, три, четыре, В) Жадина-говядина, Турецкий барабан! Кто с тобой подружится – Тот рыжий таракан. |
6. Выберите одну из предложенных пословиц. Объясните её переносное значение:
1 вариант | 2 вариант |
А) Под лежачий камень вода не течёт. Б) Любишь кататься – люби и саночки возить. |
А) За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь. Б) Один в поле не воин. |
Высокий уровень
7. Выберите один из предложенных вопросов. Дайте на него развёрнутый ответ (напишите небольшое сочинение-рассуждение).
А) Как отразились мечты народа в произведениях устного народного творчества?
Б) В чём, на ваш взгляд, заключается польза и красота произведений устного народного творчества?
В) Докажите, что тематика русских пословиц и поговорок разнообразна.
Г) Составьте небольшой рассказ о случае из жизни, уместно введите в повествование пословицу.