Готовимся к контрольной работе по художественной культуре
Музыкальная культура Украины ХVII – XVIII веков
Ведущее место в Музыкальной культуре Украины ХVII – XVIII веков по-прежнему занимает церковная хоровая музыка, и в то же время появляются новые светские жанры – вокальные и инструментальные.
В период национально-освободительной борьбы украинского народа расцвело народное музыкальное творчество. В народной культуре достиг вершин музыкальный эпос. Кобзари и лирники сочиняли думы и исторические песни.
Жанр думы характерен исключительно украинской национальной культуре.
Дума – это поэтическое произведение, которое исполняется (обычно соло) речитативом под аккомпанемент кобзы или бандуры. Создателями и исполнителями исторических песен и дум считают кобзарей. Главная черта дум – импровизация. Кобзарь запоминал не текст (слово в слово), а сюжетную линию.
Кобзарство – самобытное явление мировой культуры, предмет нашей национальной гордости.
Кобзари и лирники отличались своими инструментами и репертуаром.
Кобза – достаточно большой многострунный щипковый инструмент.
Лира – тоже струнный инструмент, имеет клавиши и особенное колёсико, которое приводят в движение с помощью ручки.
Кобзари исполняли думы, а лирники в основном песни духовного содержания.
К лучшим думам принадлежат:«Дума про козака Голоту», «Дума про Самійла Кішку», «Дума про Марусю Богуславку»
Исторические песни короче дум. В исторических песнях воспевали казаков-патриотов: «Пісня про Байду», «Ой, да на горі женці жнуть» посвящена П.Дорошенко и П.Сагайдачному, «Засвіт встали козаченьки» (авторство этой песни принадлежит Марусе Чурай).
На украинских землях в этот период в различных образовательных учреждениях (коллегиумах, школах, Киево-Могилянской академии) возник своеобразный вид музыкально-поэтического творчества, тесно связанный с поэзией – кант.
Кант – это трёхголосная (затем четырёхголосная) куплетная песня, которую исполнял хор или ансамбль без сопровождения. По содержанию и характеру музыки можно выделить:
ü торжественные
ü лирические,
ü юмористические
ü сатирические
Со временем как продолжение кантовой лирики возникла песня-романс. Обычно она исполнялась в инструментальном сопровождении: сначала бандуры, позже фортепиано, гитары. Известнейший автор разножанровых произведений – Григорий Сковорода (Сборник его песен «Сад божественних пісень» - своеобразный лирический дневник).
Конец ХVII – XVIII веков – период развития хорового искусства. Предшественником жанра хорового концерта было партесное пение.
Партесное пение – вид церковного многоголосого хорового пения.
Партесная музыка стала тем источником, из которого выросли хоровые концерты – наивысшее художественное достижение хоровой культуры казацко-гетманского периода. Творческие достижения М.Березовского, А.Веделя, Д.Бортнянского – сокровищница отечественной профессиональной музыки.
Театральная культура Украины ХVII – XVIII веков
Первые сведения о театре на территории нашей страны датируются 1614 годом. Именно в этом году воспитанники Луцкого коллегиума поздравляли метрополита Рудковского не только на латыни, но и на украинском языке. В курсе поэтики, во время ознакомления с родами литературы – эпосом, лирикой, драмой, ученики обязательно читали вслух соответствующие произведения. Чтение драматических произведений требовало особенной выразительности, поскольку такие тексты предназначены для сценического исполнения. Так возник школьный театрв Европе и в Украине.
Пётр Могила (основатель Киевской духовной академии) для создания театра взял за основу школьную драму, распространённую в иезуитских школах Польши. Репертуар этого театра состоял из:
ü драмы о святых
ü драмы моралите (моралите – пьеса поучительного характера с аллегорическими действующими лицами)
ü драмы на исторические сюжеты.
В этот период формируется такая характерная для украинской культурной традиции черта, как постоянное взаимодействие элитарного и народного начал. В школьной драме она проявилась в интермедии (интермедия – представление в антрактах между действиями основной пьесы) – не связанных с сюжетом драмы шуточных бытовых сценках, написанных живым разговорным языком. Их исполняли ученики с целью развлечь публику в антракте.
Жанр интермедии стал прообразом бытовой драмы. Эти короткие сценки исполняли не только на сцене, а и во время школьных каникул под открытым небом.
Соединение книжных и народных элементов характерно ещё для одного вида драмы, в котором «актёрами» были куклы. Это вертеп.
Внешне выглядел как ящик, разделённый на два (изредка – три) «этажа», в которых одновременно происходили два действия: наверху – библейское, а внизу – бытовая, народная сценка с остротами и шутками.
Вертепная драма начиналась хором и звоном пономаря.
Затем появлялись два ангела и сообщали присутствующим о рождении Иисуса Христа. И хотя установленного текста не существовало, но был сюжетный канон верхней части вертепа, которого придерживались все исполнители.
События в нижней части вертепа не были связаны с тем, что происходило в верхней части. Тут появлялись Дед, Баба, находчивый Солдат, Запорожец и другие колоритные персонажи. Актёр прятался за задней стенкой вертепа, был кукловодом и говорил за них. Часто кукловодами вертепного театра были бедные дьячки, церковные певчие, бурсаки.
Известны варианты «живого вертепа», когда роли исполняли не куклы, а люди.