Романский стиль в искусстве
СТИЛЬ - устойчивое единство образной системы,
характерное для определенной эпохи или индивидуальной манеры художника.
Романский стиль (от лат. romanus — римский) — художественный стиль, господствовавший в Западной Европе
(а также затронувший некоторые страны Восточной Европы) в XI—XII веках, один из важнейших этапов развития средневекового европейского искусства. Наиболее полно выразился в архитектуре.
Главная роль в романском стиле отводилась суровой крепостной архитектуре:
монастырским комплексам, церквям, замкам.
Основными постройками в этот период становятся храм-крепость и замок-крепость.
Здание всегда гармонично вписывалось в окружающую природу, и поэтому выглядело особенно прочным и основательным. Этому способствовали массивные стены с узкими проёмами окон и ступенчато-углублёнными порталами (входами).
В феодальном замке доминирующее положение занимал дом-башня
прямоугольной или многогранной формы, т.н. донжон – своеобразная крепость в крепости.
Донжо́н (фр. donjon — господская башня) — главная башня в европейских феодальных замках.
Самое значительное сооружение романской архитектуры – это храм (собор).
Влияние христианской церкви на духовную и светскую жизнь того времени было огромно.
Неф (от лат. «корабль») — вытянутое помещение, часть интерьера,
ограниченное с одной или с обеих продольных сторон рядом колонн или столбов, отделяющих его от соседних нефов.
Хор (греч. «хор, групповой танец») — в раннехристианских храмах
пространство перед главным алтарем (жертвенником) или престолом (в православии), где помещался хор певчих;
позднее в западноевропейских странах хором стала называться вся восточная (алтарная) часть церковного здания.
В романских соборах используются каменные своды, обычно цилиндрические.
Свод — в архитектуре тип перекрытия или покрытия пространства (помещения),
ограниченного стенами, балками или столбами — конструкция, которая образуется наклонными поверхностями.
- Основной мотив интерьера — полуциркульные арки.
И еще несколько терминов из области архитектуры:
Трансе́пт (из лат. «за» и «ограда») — поперечный неф (корабль) в храмах,
-
пересекающий основной (продольный) неф под прямым углом.
- Окончания трансепта образуют апсиды, выступающие за пределы основной части здания.
-
Апси́да (от др.-греч. «свод») — примыкающий к основному объёму пониженный выступ здания,
-
полукруглый, гранёный, прямоугольный, перекрытый полукуполом или полусводом.
-
Наиболее известные памятники романской архитектуры
Пизанский собор построен в период наивысшего расцвета Пизы, представляет собой шедевр романской архитектуры Италии. Комплекс из собора, колокольни (падающей башни) и баптистерия (здание для крещения) внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.