Олимпиада «Удивительное путешествие в мир растений»
Олимпиада «Удивительное путешествие в мир растений»
Вопрос 1. Раскройте смысл понятия «никтинастические движения» у растений. Поясните примерами.
Вопрос 2. Найдите экологические ошибки и биологические неточности в следующих литературных произведениях.
А. Степан Злобин в романе «Степан Разин» устами героя повествует, что тот на кладбище увидел вьюнок-повилику, заплетавшую растения.
Б. В одной из книг трилогии «Чингиз-Хан» В.Ян рисует такую картину, происходящую в 1200 г.: «Так же над забором свесились белые ветви цветущей акации...»
В. А.Ладинский в романе «Последний путь Владимира Мономаха» описывал жизнь инока Прохора: «Он питался только лебедою, собирая горький злак на полях».
Вопрос 3. Вельвичия. Что вы о ней знаете?.
Вопрос 4. Растения-сейсмологи. Раскройте в своих ответах удивительную способность растений предсказывать землетрясения и извержения вулканов. Приведите примеры таких растений.
Вопрос 5. Растения-красители. Приведите примеры таких растений.
Вопрос 6. Их так и называют – «бумажные деревья». Расскажите о них.
Вопрос 7. Растения – индикаторы загрязнения среды. Что вы знаете об этом?
Вопрос 8. Назовите реликты и эндемики среди растений, произрастающих в Адыгее.
Вопрос 9. Опишите ботанические памятники природы в Адыгее.
Вопрос 10. Придумайте анаграмму, ребус, чайнворд, криптограмму, шифрограмму, логическую задачу или любую другую головоломку на тему «Удивительное путешествие в мир растений».
Олимпиада «Древние жители планеты»
Вопрос 1. На примере различных видов земноводных раскройте характер приспособлений их к окружающей среде в зависимости от образа жизни.
Вопрос 2. Опишите на ряде примеров заботу о потомстве у различных земноводных.
Вопрос 3. Опишите известные вам способы защиты у амфибий.
Вопрос 4. Юннат эколого-биологического центра, побывав на экскурсии в лесу, рассказывал потом всем о своих наблюдениях за красивыми голубыми лягушками, которых он видел в водоеме. О каком виде земноводных шла речь?
Вопрос 5. Что вы знаете о легендарном Ольме – миниатюрном, но всесильном драконе, повелителе горных рек?
Вопрос 6. Расскажите о хозяйственном значении земноводных и их роли в природе. Какие вы знаете памятники, посвященные земноводным?
Вопрос 7. Вспомните литературные произведения, героями которых являются земноводные. Проиллюстрируйте цитатами описание их внешнего облика, повадок. Вспомните: а) образные выражения перешедшие от земноводных к человеку; б) пословицы, поговорки, загадки о земноводных. Что вам известно о легендах, связанных с земноводными?
Вопрос 8. Что вы знаете об охране земноводных? Каковы ваши предложения по этому поводу?
Вопрос 9. Придумайте анаграмму, ребус, чайнворд, криптограмму, логическую задачу или любую другую головоломку о земноводных на тему «Древние жители планеты».
Энтомологическая олимпиада «Среди насекомых»
Вопрос 1. Каков механизм свечения у жуков-светляков?
(В ответе раскрывается понятие о светящемся органе светлячков – фотофоре, его строении, биохимии происходящих в нем процессов.)
Вопрос 2. У некоторых жуков наблюдается поведение, характерное для кукушки, подкладывающей свои яйца другим птицам. Назовите эти виды и опишите данное явление.
Вопрос 3. Какие защитные приспособления насекомых вы знаете? Что такое мюллеровская и бейтсовская мимикрии?
Вопрос 4. Между курицей и стрекозой существует некоторая связь. Раскройте ее.
Вопрос 5. Что это за «казнь египетская», о которой легенды Востока и Запада говорят со страхом и ненавистью?
Вопрос 6. Какие биологические ошибки допущены в басне И.А. Крылова «Стрекоза и муравей»? С чем это было связано?
Вопрос 7. В одном из произведений знаменитого писателя-натуралиста описывается сражение богомола с гекконом. Что это за произведение и кто его автор?
Вопрос 8. Что вы знаете о «пчелином волке», «кукухо», «комариных червях»?
Вопрос 9. Назовите насекомых, обитающих на территории Запорожья и Запорожской области, которые занесены в Красную книгу Украины.
Вопрос 10. Назовите редкие виды насекомых, которых вы наблюдали или которые обитают на территории вашего района, города.